Мнение политолога:
Рейтинг партии власти после прошедшего съезда продолжает стремительно падать. В чем ошиблись единоросы? На этот вопрос ответил политолог Андрей Миронов, эксперт по избирательным технологиям и региональной политике.
- Андрей Николаевич, прошел месяц с момента старта избирательной кампании в Госдуму. Есть какие-то изменения на политическом ландшафте?
- Явных изменений пока не видно. И это как раз указывает на то, что на финише кампании среди партий может начаться жесткая конкуренция. Как показывают аналитические исследования, поступающие из регионов, на сегодняшний день ни одна партия активных действий по ведению кампании не предпринимает. Нет ни одного региона от Камчатки до Калининграда, где хотя бы одна партия резко заявила бы о себе.
- И с чем связана такая «тишина»?
- Это связно с тем, что «Единая Россия» как всегда пошла старым проверенным способом, а именно – руководители региона надеются на использование административного ресурса. Все повторяется в точности так, как и на прошлых выборах. В этом и состоит основная ошибка «Единой России», а точнее ее политтехнологов. По сути, в ЕР работают скорее методисты, нежели политтехнологи, которые напоминают работу методистов КПСС.
- Да есть некоторое сходство…
- Так ведь как они работали? Центральный аппарат создавал методику, рассылал ее методистам на местах. И сегодня так же рассылают, а те тупо исполняют предписания центрального аппарата. Это громадная ошибка. Дело в том, что сила админресурса «Единой России» является ее же слабостью. Все оппозиционные партии прекрасно понимают, что, не обладая этим ресурсом в регионах, их ждет лишение доступа к информационным каналам. Зная это технологи оппозиционных партий изберут другую проверенную технологию. Они не будут тратить большие деньги на «бадание» с «едром» на информационном поле, а весь свой финансовый ресурс сконцентрируют на полевой работе.
- То есть борьба будет идти на местах?
- Эта практика давно доказала, что она эффективна. Сюжет развития избирательной кампании примерно следующий: до начала политических дебатов и начала информационной кампании, которая начнется за месяц до выборов, все оппозиционные партии никак себя проявлять не будут. С момента старта информационной кампании, оппозиция будет включаться во все дебаты. И концентрация критики «Единой России» будет зашкаливать. Ведь критиковать власть всегда проще, а критиковать «единоросов» – проще вдвойне. А параллельно с этим, начиная с 1-10 ноября, все оппозиционные партии, рассчитывающие на успех, начнут финансирование своих полевых структур. И опять сработает технология «от двери к двери», которая даст большой процент оппозиции.
- Значит «Единой России» есть чего опасаться?
- Конечно. Для наглядности можно рассмотреть такой пример: есть социологические данные из регионов, которые показывают – процент набираемый «Единой Россией» не вполне соответствует данным кремлевских социологов. Вот хотя бы так называемый «красный пояс»: Волгоградская область, Ростовская область, Воронежская область – там «едро» с большим трудом набирает лишь 30%. Падение и по всему Поволжью: Самара, Саратов, Волгоград, Удмуртия, а в ЦФО – Подмосковье, Тульская область. Тут везде падение процентов на 10%. Весь Северо-Запад, вся Сибирь и Камчатка, Урал – дают одинаковые данные, показывающие, что рейтинг «Единой России» гораздо ниже рейтинга публикуемого в СМИ.
- А у других партий рейтинг растет?
- Интересно, но при этом рейтинг оппозиции пока тоже не вырос. Это объясняется тем, что многие из протестного электората еще не определились, пойдут ли они на выборы. Понятно, что процент ЕР будет большим, если протестный электорат будет игнорировать выборы. Но не стоит рассматривать оппозицию как статистов. Если они поднимут свои полевые структуры, они приведут людей на участки. В этом случае явка может составить 60%. И тогда процент «единоросов» будет гораздо ниже планируемого. Все будет определяться в последний месяц избирательной кампании. А в случае появления в регионе «перекрёстных» выборов – муниципальные советы, заксобрания, позиции оппозиционных партий будут лишь усиливаться. Так как на такие выборы пойдут одномандатники, а это значит, что люди будут голосовать за персоналии. А в таких выборах часто появляются яркие личности, которые идут от оппозиционеров. И шансы их победить – возрастают.
- А пока что рейтинг партии власти продолжит падать?
- Что касается окончательных результатов выборов 4 декабря, то можно рассчитывать на то, что возможность подправить ситуацию есть у всех: и у едра и у коммунистов, и у ЛДПР и эсеров. Правда, при этом «Единая Россия» находится в более затруднительном положении, чем оппозиция. Сейчас все упрется в финансирование. А оно пока не налажено ни у одной из партий. Так что все будет зависеть от того, кто как использует свои избирательные фонды.
- С единоросами все ясно. Давайте разложим политический пасьянс для других партий.
- Если говорить о регионах: у эсеров сильные позиции в Петербурге и Ленинградской области. Они поддерживаются лидерами партии Сергеем Мироновым и Оксаной Дмитриевой. Между тем, на сегодняшний день эсеры не прибавляют процентов, а кое-где даже теряют их. И проблема не в том, что электорат СР побежал к другим партиям. Просто активную полевую кампанию «Справедливая Россия» еще не начинала. А она всегда славилась тем, что использовала полевую технологию. Те же выборы в Волжском, в Звенигороде, Новосибирске, Екатеринбурге. Это все успехи полевой работы.
- А как дела у коммунистов?
- КПРФ значительно усиливает свои позиции по всем регионам. Как это ни странно, но после съезда «Единой России» рейтинг КПРФ сильно вырос. Население России достаточно политизировано и народ не хочет считать себя быдлом, именуемым электоратом, а хочет участвовать в политических процессах. И после прошедших перестановок в «тандеме» многие из них не поняли причин смены лидера и в итоге разочаровались в партии. Но они остались политически активными. А значит, они придут на участки и проголосуют за наиболее сильную оппозицию, в частности за КПРФ.
- По слухам, ЛДПР и ее лидер Жириновский потеряли проценты на том, что сделали главной темой кампании - национальный вопрос?
- Все потери ЛДПР укладываются в статистическую погрешность. А в большинстве русскоязычных регионов число русского населения превышает 80%. Поэтому потерять их голоса Жириновский не мог. В любом случае свои 10-12% ЛДПР возьмет всегда. Да, они не возьмут 15%, но и меньше 10% - никогда.
- Какая судьба ждет партию «Правое дело»?
- «Правое Дело», после ухода из нее Михаила Прохорова – однозначно не будет представлено в федеральном собрании. Их процент составит от 1% до 3%, в рамках статистической погрешности, обычной для всех соцопросов. Что касается участия «Правого дела» в региональных выборах, то здесь картина несколько иная. Это связано с тем, что от «правых» в нескольких регионах пойдут одномандатники, известные персоны. И от того как эти люди будут встречаться с электоратом – будет зависеть их успех. Например, в таком крупном регионе как Подмосковье – «Правое дело» может добиться существенного успеха. Например, в Долгопрудном, в Химках, в Одинцово, в Егорьевске – могут пройти успешные кампании. Там по одномандатным округам идут очень серьезные люди. Да и в целом по региону, часть людей проголосует за «Правое Дело», потому что им понравился первичный посыл Михаила Прохорова - «люди хотят перемен». И даже то, что Михаил Прохоров ушел из «Правого дела», не исключает успех партии на местных выборах.
- Что касается других «правых» - партии «Яблоко», то Григорий Явлинский ставил задачу набрать почти 10%...
- Ну, 10% для «Яблока» - это утопия. С другой стороны о 5% на федеральных выборах речь может идти. Если те люди, которые собирались голосовать за «Правое дело», будут голосовать за самую близкую по идеологии партию, то возможного союзника они могут увидеть как раз в «Яблоке». Но парламентской партией ей все равно не стать. А о «Патриотах России» и говорить не стоит. Там возможны только мелкие успехи на муниципальных выборах по одномандатным округам, вот и все.