Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Средняя и Высшая школа. » «Будем ждать, когда наши власти осознают всю пагубность ЕГЭ»


«Будем ждать, когда наши власти осознают всю пагубность ЕГЭ»

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

До американцев уже дошло, что тестовая система - это губительный путь

Умение признавать свои ошибки и многочисленные реформаторские проколы никогда не было сильной стороной российских властей. Вот почему «работу над ошибками» они предпочитают выполнять тихой сапой и задним числом. Так, чтобы с виду это больше походило не на констатацию краха первоначальной идеи нововведения, а на ее дальнейшее «усовершенствование». Тем более, что в условиях приближения электорального часа X. тяга к публичному самобичеванию обратно пропорциональна все возрастающему стремлению к популярным решениям, которые были бы по достоинству оценены избирателями.

Результатом столь разновекторных мотиваций, в частности, может стать очередной этап «реформы» ЕГЭ, который в принципе больше напоминает начало его (единого госэкзамена) конца. Нарастающее недовольство со стороны общественности (причем, не только широкой, но и академическо-вузовской) тестовой формой оценки знания абитуриентов, а также многочисленные коррупционные скандалы, которые сопровождали очередную аттестационную эпопею в этом году, заставляют российское руководство внести определенные коррективы в тестовую модель оценки школьных знаний.

Как сообщает «Коммерсант», президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину, чтобы в результат ЕГЭ была включена оценка «школьных и внешкольных достижений учащихся». Что, по сути, означает признание со стороны высшего руководства страны недостаточной адекватности и соответствия (это как минимум) системы ЕГЭ тем целям и задачам, которые на нее возлагались нашими либеральными горе-реформаторами от образования.

По замыслу главы государства, уже к началу 2012 года предлагаемые Минобразования выпускникам «игрища» в аттестационную «угадайку» будут дополнены введением механизма школьных «портфолио», которые будут учитываться при поступлении в вуз. В зачет претендентам на получение высшего образования пойдет участие в олимпиадах, а также результаты учебы (предположительно по профильному предмету) в старших классах. Не имея возможности сопротивляться политическому импульсу, идущему со столь высоких этажей властной вертикали, главному «комиссару» и по совместительству идеологу ЕГЭ-революции в российском образовании, главе профильного ведомства Андрею Фурсенко ничего не оставалось делать, как попытаться «возглавить» процесс, который в перспективе может окончательно похоронить его мертворожденное детище.

На просьбу корреспондента «Ъ» прокомментировать намечающие инновации г-н Фурсенко с проворством прожженного бюрократа на лету подхватил спущенную сверху разнарядку, изобразив живейшую заинтересованность в ее реализации. Если верить его словам, министерство, оказывается, уже давно работало над идеей портфолио. «Сейчас мы учитываем результаты олимпиад. Наша задача — попробовать выстроить систему так, чтобы учесть и результаты учебы в 9-м классе», - с явно наигранным энтузиазмом предложил чиновник, который явно не в восторге от намерения властей включить задний ход в реформе ЕГЭ. При этом он не уточнил, будут ли начисляться за это дополнительные баллы в итоговой оценке ЕГЭ или будет разработан какой-либо альтернативный механизм.

Справедливости ради стоит заметить, что, как и всякая полумера, являющаяся продуктом компромисса между здравым смыслом (который требует полного сворачивания обанкротившегося курса разработчиков системы ЕГЭ) и нежеланием признавать собственную ошибку, предложенный президентом аттестационный паллиатив может иметь определенные издержки. Так, например, убежденные сторонники системы ЕГЭ в качестве аргумента против готовящегося шага стращают российскую публику возвращением коррупции в вузы (основной центр тяжести которой после введения этой кальки с западного образовательного опыта опустился на школьный уровень).

Наконец, нельзя не признать, что появление «школьного портфолио» (одним из существенных элементов которого станет участие в олимпиадах по профильному предмету) действительно создает неравные стартовые позиции для выпускников. Поскольку до последнего времени (до тех пор, пока правительство не решило в очередной раз на ходу переписать правила игры при поступлении в вузы) участие в образовательных олимпиадах являлось сугубо факультативным, т. е. не давало будущим абитуриентам особых бонусов. Соответственно, часть из них могут просто не успеть воспользоваться предоставляемыми им новыми преимуществами.     

Очередной шаг в сторону отказа от тестовой системы оценки знаний в интервью KM.RU прокомментировал эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев:

- Предложенная мера действительно является паллиативом. Я бы сказал, что это плагиат тех людей, которые придумали и ЕГЭ. Сам Единый госэкзамен также является калькой с американского опыта. Формирование портфолио школьника многими предлагается в качестве альтернативы ЕГЭ. В случае если такой способ аттестации является добровольным, он имеет право на существование. Другое дело, что власти уже включились в эту гонку с ЕГЭ, которая продолжается не один год. Чтобы не усугублять ситуацию требуется учитывать реальные объективные знания ученика. Это как электрики ищут повреждение, осуществляя прозвон по всей электрической цепи.

Мы отслеживаем, кто посылает сигналы в правительство. Они, как правило, поступают из Высшей школы экономики, которая, в общем-то, является главным виновником всего этого безобразия. Но и она постепенно отступает. Когда в 2007 году принимался законопроект по ЕГЭ, льготников и участников олимпиад удалось провести в качестве альтернативного критерия при поступлении. А когда ЕГЭ провалился в этом году, решили внести еще дополнительные изменения. Конечно, деятели из ВШЭ не признают того, что эта форма аттестации знаний себя не оправдывает. Вместо этого они предлагают совершенствовать существующую систему за счет включения в портфолио выпускников школьных результатов и участие в олимпиадах.

Идея портфолио заключается в том, чтобы вуз получал реальную картину знаний абитуриента, как говорится, с чем человек приходит. Система образования находится в постоянном развитии. Если допускаются какие-то ошибки, то их нужно исправлять. Например, в прошлом веке активно развивалась научное направление педология, от которого впоследствии отказались. Теперь у нас появилось ЕГЭ. Эта ошибка также должна исправляться. Пусть даже если это происходит постепенно.

Сразу отменить ЕГЭ не могут, потому что как говорил В.И. Ленин «политика это концентрированное выражение экономики». Коль скоро в организацию ЕГЭ уже вложены миллиарды, то политик, если он хочет продолжать свою карьеру, не может взять и поставить одномоментно крест на том, во что уже вложены миллиарды. Те фирмы, которые паразитировали на темах и софтверных программах ЕГЭ в таком случае потеряют громадные деньги. Понятно, что в рыночных условиях такое не сходит с рук. Самая главная беда ЕГЭ как единого госэкзамена заключается не в самой тестовой форме, а именно в натаскивании на тесты. Это сразу же разделяет ученика и учителя. Последний превращается в человека, который исключительно «натаскивает» ученика с целью механического овладения определенными знаниями.

Кстати говоря, до американцев уже дошло, что это губительный путь. Президент США Барак Обама проявил политическую волю, озвучив курс на отказ от этой системы в образовании. Более того американские власти выделяют $4 млрд. на ликвидацию последствий этого «стихийного бедствия». Не случайно несколько назад Билл Гейтс выступая по поводу тестовой системы бил как Хрущев своим ботинком и требовал от американского руководства перестать гробить свое образование. Будем и мы ждать, когда наши власти наконец осознают всю пагубность этого пути. Тестовая система оценки знаний может остаться, но лишь как вспомогательная система.

http://www.km.ru/v-rossii/2011/09/20/pr … ubnost-ege

0

2

«ЕГЭ – это не система проверки уровня знаний»

Поэтому составленный на основе его среднего балла «рейтинг вузов» рисует довольно странную картину, считает эксперт

Удивительная тенденция, подмеченная не мной и не вчера: чем меньше в стране реальных достижений, тем больше находится желающих систематизировать то, что осталось – разложить по полочкам и сделать выводы, с которыми непонятно что делать. Какая-то самотерапия, к тому же нередко вопиюще кустарная.

Один из примеров – рейтинги по вузам. Их число по всему миру приближается к сотне (поправьте, если число уже перевалило эту планку). По степени адекватности их можно разделить на вполне себе серьезные (отражающие, например, частоту цитирования сотрудников и аспирантов в научной периодике) и абсолютно пустые, по осмысленности своей не уступающие еженедельным музыкальным поп-чартам. К последней категории можно смело отнести и вузовский рейтинг Высшей школы экономики – хотя бы уже по тому признаку, что он прямо привязан к результатам ЕГЭ.

Разумеется, непосредственно для ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, который возглавляет профильную комиссию в Общественной палате РФ и является заказчиком данного рейтинга (сам себе, по сути, заказал, что уже забавно), привязка рейтинга вуза к среднему баллу ЕГЭ поступающих – это весомый аргумент. Ведь он, как мы помним, входит в число ярчайших и яростнейших адептов данной системы оценки. Однако предполагается, что на основе данного рейтинга уже министерство образования будет делать некоторые свои выводы в части урезания бюджетных мест тем учебным заведениям, куда проходят «троечники» с низкими баллами.

Но позвольте, даже согласно элементарной арифметике (мы уже не берем статистику и на мгновение выносим за скобки собственно какой-либо здравый смысл) откуда в принципе может взяться столько «высокобалльников», чтобы насытить ими все, скажем, технические вузы страны? Не говоря уже о том, что несложно предположить, какому вузу отдаст предпочтение абитуриент с 90 баллами по физике, – МФТИ или менее прославленному техническому вузу на своей малой родине. А есть ли гарантия, что абитуриент с высоким баллом по математике подаст документы на физмат в педагогический вуз, а не в МГИМО? Но предложенная рейтингом ВШЭ безусловная привязка рейтингов вузов к среднему баллу ЕГЭ поступающих предлагает таким образом судить о качестве подготовки в этих вузах, а не, скажем, об их престижности в глазах не всегда взыскательного абитуриента и его родителей.

Это все равно что судить о качестве культовых картин Антониони или Германа по кассовым сборам, сравнивая их с «Любовь-Морковью» и прочими «Жестями».

И стоит ли удивляться «возмутительным» результатам по нераскрученным вузам, которые до сих пор на каком-то диком энтузиазме готовят инженеров водного транспорта и авиастроителей. Только инженеров, понимаете? Без жизненно важной примеси из менеджмента. Т. е. предполагается, что специалистов с такими дипломами ждут в конструкторских бюро (а они есть, и действительно ждут), а не в страховых компаниях и не в риэлторских конторах.

Неужели тот же МФТИ, готовящий бесспорно высококлассных специалистов и имеющий заслуженную славу «вуза № 1» в техническом образовании, столь желаем нынешними абитуриентами из соображений того, что он научит их строить космические корабли лучше, чем политех где-нибудь за Уралом?

Наивные!

Просто, согласно другим рейтингам, выпускники Физтеха сильнее востребованы в зарубежных IT-компаниях и могут позволить себе быть причисленными к среднему классу. А самолеты, теплоходы и ракеты-носители пусть строят менее «удачливые» ровесники...

Данные вузовского рейтинга, представленного Высшей школой экономики, в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор Московского института развития образовательных систем, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:

– Это все-таки довольно странная картина, и я настаиваю на том, что предложенный рейтинг нужно рассматривать лишь как статистику распределения выпускников по вузам согласно результатам ЕГЭ. Предлагаемая в качестве рейтинга вузов сводка видится мне в высшей степени искусственной по нескольким причинам. Как мы выяснили в этом году, сами по себе результаты ЕГЭ являются сильно недостоверными. Было достаточно много связанных с этой процедурой скандальных историй, они широко обсуждались в СМИ, и думаю, что лишний раз напоминать о них уже нет смысла. Но и сама по себе система ЕГЭ – это, по сути своей, искусственная конструкция, представленная набором искусственных же заданий по каждому предмету, Она ориентирует на умение решать задачи из некоего одного предельно узкого списка, однако это, строго говоря, не проверка и не оценка знаний учащихся.

Можно сколько угодно критиковать прошлую систему оценки знаний, но объем работы, который выполнялся тогда (что при окончании школы, что при поступлении в вуз), был на порядок выше, и общая картина была существенно шире. Конечно, эта система – не без недостатков, но в целом перед выпускником и поступающим ставилась существенно более высокая планка, нежели сейчас. Притом, что, конечно, неизбежно присутствовали и некие элементы недостоверности... Потому я настаиваю на том, что ЕГЭ – это не система проверки уровня знаний и, как следствие, не является, при таком уровне мыслимых и немыслимых погрешностей, чем-то, к чему можно было бы относиться более-менее серьезно, а уж тем более делать на его основании какие-то далеко идущие выводы относительно качества того или иного вуза.

– Интересно, что самые скромные средние баллы оказались у поступающих на технические специальности...

– Ну, это логично, учитывая, что такого рода профессии сегодня не относятся к числу престижных.

– Однако на основе этого в Минобре почему-то делают вывод о качестве преподавания в этих вузах, хотят урезать бюджетные места. Видимо, чтобы повысить таким образом средний балл.

– Решать нужно какую-то одну задачу: либо стремиться к тому, чтобы в стране рос профессионализм как таковой, либо оптимизировать расходы и урезать места. Это – совершенно разные задачи. Меня вообще не устают поражать заявления, исходящие от чиновников из министерства образования. Их оценки собственным же достижениям столь высоки, что впору давать им ордена и медали. Что бы ни происходило с ЕГЭ, какие бы недостатки ни обнаруживали, мы слышим лишь: «Вот какие они замечательные, все выявили». И в случае с этим вузовским рейтингом мы наблюдаем то же самое: вот, выявили они, видите ли, качественные и некачественные вузы... У нас же тем временем – гигантские системные проблемы с уровнем знаний и поступающих, и выпускников, с дефицитом различных профессий. И попытка решить их лишь за счет чисто механических мер вроде сокращения бюджетных мест и борьбы за достоверность ЕГЭ – это не решение проблемы, а скорее ее забалтывание.

– А есть ли вообще рейтинги, которые могли бы адекватно представить ситуацию с качеством подготовки по вузам?

– Ну, скажем, международные рейтинги более-менее адекватны действительности. Они достаточно объективно показывают мировой уровень, на котором находятся наши вузы, в т. ч. и ведущие, как бы это ни было порой печально. Хотя всегда можно поспорить на предмет того, у кого позиции должны быть выше, – у Физтеха или отдельных факультетов МГУ. Но я повторюсь, что дело вовсе не в рейтингах. Любой рейтинг – это довольно искусственная и не всегда достоверная вещь. Думать нужно в первую очередь о повышении профессионализма преподавателей, чтобы возникли должные стимулы для студентов и чтобы наша высшая школа наконец вышла из состояния черного рынка по продаже дипломов, в котором она сейчас находится.

Темы: Высшее образование в России, Образование в России, Проблемы ЕГЭ, Реформа образования в России, Школьное образование в России

http://www.km.ru/v-rossii/2011/09/15/sh … nya-znanii

0

3

Над детьми издеваются не только посредством ЕГЭ, но и ГИА в 9 классе, а также весь процесс образования это настоящий террор и беспросветная каторга, пользы от которой ноль, зато проблем и последствий хоть отбавляй.

0

4

Ситуация требует незамедлительного решения, но , вероятно, это больше понятно тем, у кого есть дети, и кто хочет, чтобы они выросли здоровыми и личностно зрелыми.

0


Вы здесь » Архионис » Средняя и Высшая школа. » «Будем ждать, когда наши власти осознают всю пагубность ЕГЭ»


Создать форум.