Страшное дело, эта депрессия. Вроде бы радоваться надо (психологи голову на отсечение дают, что поводов для этого неисчислимое множество), а не вот не радуется. Несмотря на заверения психологов. А всё больше думается о том, как бы повеситься. Пытаешься уйти от этих мыслей, пытаешься изо всех сил найти себе повод для радости, да только ничего у тебя не получается. Одно и есть, что тошнота тошнот, всё тошнота. И жизнь противна мне эта, и люди противны, и новости отвратительны, и не радует меня ничего, и никого видеть не хочу, и слышать не хочу, и делать ничего не хочу, и противно, и тошнотворно мне жить на этом свете. Сил никаких нет. Желания нет. Ничего мне не хочется.
Руку поднять – сил нет. Ногой пошевелить – сил нет. А как подумаешь, что жить надо, через силу надо, кому-то надо, почему-то надо, зачем-то надо, тогда особенно противно на душе становится. Сердце от этой мысли каменеет. Руки отнимаются. Тело не слушается. Кому оно надо, надо? И зачем надо? И, особенно, ради чего такого это надо?
Вам надо? Вам радостно? Вот и радуйтесь. Вот и живите в свое удовольствие. И уйдите, уйдите, уйдите от меня: противны вы мне все, не могу я вас видеть и слышать не хочу, и быть рядом с вами тягостно мне. И всё. И точка. И дверь за собой закройте.
Беда просто. И сколько бы вы не твердили депрессивному, что всё не так уж плохо, и что есть чему радоваться в этой жизни, и что мир прекрасен и удивителен, он только смотрит в одну точку и кивает горько, и лицо у него вкуса прокисшего молока, и не слышит он вас, и не видит он вас, и не верит ни одному вашему слову. А только кривится болезненно, как будто на мозоль ему наступили.
Итак, что мы видим?
«Нет никаких сил». Даже на элементарное «заставлять себя надо»;
«Нет аппетита». Утрачивает интерес к еде, равнодушен к выбору блюд;
«Что-то не хочется сегодня». Теряется интерес к сексуальным отношениям;
«Ничего не хочу». Все делается только усилием воли или «по инерции»;
«Ничего не радует». Преобладают негативные эмоции или равнодушие;
«Зачем, какой смысл?». Что-то делать, «шевелиться» не имеет смысла;
«Видеть никого не хочу». Отказ от коммуникаций, желание «спрятаться»;
«Скука смертная». Бесцельно листает книги, переключает каналы ТВ;
«Диванный образ жизни». Постоянно тянет в сон или «полежать»;
«Жизнь – дерьмо». И упорно отрицает все заверения в обратном;
«Зря стараетесь». Ощущение, будто вы разговариваете с мебелью;
«Не хочу жить». Камуфлированные или явные мысли о самоубийстве;
Эти составляющие депрессии видны невооруженным глазом: не нужно быть Фрейдом или могучим экстрасенсом, чтобы распознать за этими признаками депрессивное заболевание.
С другой стороны, если вы обнаружили у себя или у близкого человека пару-тройку таких симптомов, то не стоит наклеивать диагноз «депрессия». Например, не бывает так, что сегодня у вас есть депрессия, а завтра её нет, а послезавтра опять есть. Депрессия – не простуда: это прогрессирующее заболевание, симптомы которого медленно усугубляются.
«С утра и до обеда», или «по вторникам» – депрессии не бывает. Депрессия – это болезнь, и она развивается по законам болезни. Запомните это.
Для чего нужна депрессия?
Существует довольно много умных научных теорий о депрессии. Из этих теорий, если мы опустим все детали и оставим суть, следует только одно: депрессия – это вредоносное зло, которое делает жизнь человека совершенно невыносимой. Бессмысленно и беспощадно. И это часто приводит к фатальным последствиям (самоубийство).
«Взял» человек, и заболел от депрессии. Жизнь прекрасна и удивительна, а он думает, что всё плохо. И неправильно думает. И страдает от этого неправильного «думания». Вот ведь беда какая, эта депрессия. Её нужно побыстрее лечить антидепрессантами, и тогда «правильное думание» восстановится в полной мере.
Хорошо. Предположим, человек действительно думает неправильно. И от этого страдает и мучается. По статистике, примерно 330 миллионов человек больны депрессией. И сейчас мы с вами примерно за одну минуту вылечим энное количество этих больных. Это очень просто.
Невероятно!
Вы только что выиграли в лотерею один миллион долларов!
Поздравляем Вас!
Итак, мы имеем примерно 330 миллионов человек, больных депрессией. В один случайный день каждый из них выиграл в лотерею один миллион долларов. Вам это кажется слишком неправдоподобным? Не важно. Предположим, хорошо?
А теперь подумайте и ответьте на простой вопрос: «Сколько людей излечилось от болезни с появлением нежданно-негаданно миллиона долларов в их жизни?
Четверть от числа всех больных? Треть? Половина? Две трети? Какие у вас ощущения? Я думаю, что у доброй половины больных депрессия бы просто испарилась. Как будто бы её и не было никогда.
Допустим, скажете вы. Но всё равно, такая ситуация невозможна по определению.
Я согласен с вами. Это абсолютно невозможно. Но не в этом дело. Дело совсем в другом. Если улыбка фортуны способна вылечить депрессию у доброй половины человечества, то зачем принимать антидепрессанты? Только лишь потому, что вам ничего не улыбается?
Давайте посмотрим правде в глаза. В этой безумной гонке под названием «жизнь» очень и очень немногие добиваются успеха. А остальные что? А остальные выживать, барахтаться и бороться, от зарплаты к зарплате, от аванса до получки, от сегодня до завтра. Как Серега поет, «всё потому, что перспективы нет и бизнеса».
Где мечты, которые остались мечтами? Где желания, которые не сбылись? Где цели, коих вы не достигли? Где планы, которые не осуществились? Сходить в магазин. Отказать себе в том и этом, что хочется, но не можешь себе позволить. Вынести мусор. Работать. Много работать, ещё больше работать. Вчера, сегодня, завтра, всегда. Одно и то же каждый день. И так до самой смерти. Суета сует, всё суета. Которая постепенно перерастает в тошноту, апатию и тоскливое отчаяние.
Человек постепенно осознает, что он подобен той лягушке, которая свалилась в кувшин с молоком. И что бить лапками ему это молоко всю оставшуюся жизнь, пока он не умрет. А даже если это молоко чудесным образом превратится в масло, то и что дальше? И куда он выпрыгнет, куда?! В другую, более благополучную и увлекательную жизнь?! Нет, всё в ту же самую жизнь, которая была, есть и будет. Тогда зачем такие неимоверные усилия ради того, чтобы снова оказаться там, где ты уже был?
(Начало, продолжение – «Депрессивный ответ»)