Ситуация в Египте: август 2011г.
В.В.Куделев
Август в Египте прошел под знаком серии попыток правящего в стране Высшего совета Вооруженных сил не допустить подъема второй волны «революции 25 января», в результате которой отошел от власти прежний президент страны Хосни Мубарак.
Как представляется, именно с этой целью был затеян начавшийся 3 августа в Каире судебный процесс над 83-летним Мубараком, которого накануне доставили в столицу АРЕ из больницы Шарм аш-Шейха, где он находился в предшествовавшие дни формально по причине болезни сердца, а на деле – в превентивном заключении.
Бывшему президенту были предъявлены обвинения в коррупции и организации расправ над участниками массовых манифестаций зимой с.г. Тогда в течение 18 дней массовых выступлений погибли около 850 человек. Если Мубарак будет признан виновным в их смерти, он рискует получить высшую меру наказания.
Для проведения судебного процесса по соображениям безопасности было выбрано помещение полицейской академии в одном из предместий Каира. Одновременно с бывшим президентом на скамейке подсудимых оказались его сыновья Алаа и Гамаль, бывший глава МВД страны Хабиб аль-Адли, а также 6 высших чинов полиции. Процесс над близким сподвижником Мубарака предпринимателем Хусейном Салемом, которого обвиняют в коррупции, проходил заочно.
Разрешение присутствовать на процессе, место проведения которого охраняли свыше тысячи полицейских и солдат, получили около 600 человек из числа адвокатов, родственников жертв репрессий и журналистов.
Начало процесса совпало с ожесточенными столкновениями в районе полицейской академии сотен сторонников и противников Мубарака, которых затем развела полиция.
Первое заседание суда продолжалось 4 часа. Мубарак, лежавший на специальной качалке, отказался признать себя виновным в инкриминируемых ему деяниях. Затем процесс над Мубараком и его двумя сыновьями был перенесен на 15 августа. Он обещает быть долгим – один из адвокатов Мубарака Фарид ад-Диб потребовал от председателя суда вызвать в качестве свидетелей 1600 человек, среди которых – председатель Высшего совета Вооруженных сил маршал Тантауи и начальник Генштаба генерал Сами Анан.
Это требование расценено наблюдателями как скрытая угроза бывшего президента в адрес Тантауи, про которого многие полагают, что именно он подписал решение о судебном преследовании Мубарака. Что касается маршала, то его представитель тут же заявил о готовности главы Высшего совета Вооруженных сил свидетельствовать на процессе.
Тем не менее начало процесса дало повод «братьям-мусульманам» назвать его «победой» египетского народа. По оценке «братьев», которые не были разрешены, но терпелись при режиме Мубарака, а после его падения сформировали Партию свободы и правосудия /ПСП/, этот процесс должен помочь египтянам «верить» армии, которая в настоящее время осуществляет руководство страной. «Сам факт того, что миллионы египтян смогли наблюдать за процессом в прямой трансляции по телевидению, должен заверить их, что правосудие находится на правильном пути, - утверждал генеральный секретарь ПСП Саад аль-Кататни. – Если процесс будет продолжаться в таком же духе, он построит мост доверия между народом и действующими египетскими властями».
В другом процессе, касавшемся отключения Интернета в Египте в январе – феврале с.г., Мубарак обжаловал решение суда от 28 мая с.г., по которому он, его бывший премьер-министр Ахмад Назиф и бывший глава МВД Хабиб аль-Адли были приговорены к выплате штрафа в 90 млн долларов. В иске, поданном в суд второй инстанции – Высший административный суд – он обвинил своего фактического преемника на посту главы страны – министра обороны и главу Высшего совета Вооруженных сил маршала Тантауи – в том, что именно он принимал решение на отключение Интернета, с помощью которого связывались между собой участники антиправительственных манифестаций. Это обвинение было тут же отвергнуто представителем минобороны Египта через официальное информагентство МЕНА.
Согласно решению суда первой инстанции, Тантауи, А.Назиф и Х. аль-Адли были признаны виновными «в нанесении ущерба экономике Египта» вследствие принятия решения об отключении Интернета и телефонной связи.
Как утверждал в связи подачей апелляции адвокат Мубарака Мохаммед Абдель Вахаб, решение об отключении Интернета принимала комиссия, в которой председательствовал Назиф. В ее состав входили министр обороны маршал Тантауи, бывший глава МВД Хабиб аль-Адли, бывший глава МИД Ахмед Абуль Гейт, министр информации Анас аль-Феки, министр связи Тарек Камель, а также глава разведки Омар Сулейман. По словам адвоката, бывший президент не имел никакого отношения даже к формированию этой комиссии.
9 августа Египет объявил свою позицию относительно того, что происходит в Сирии. По оценке главы МИД АРЕ Мохаммеда Амра, эта страна направляется «к точке невозвращения». Он призвал к немедленному прекращению насилия в этой стране, не уточнив при этом источники насилия. Фактически он встал на сторону сирийской оппозиции, заметив, что «реформы, которые будут осуществляться на крови погибающих каждый день людей, не стоят ничего».
В августе появились первые признаки того, что США, во многом способствовавшие тому, что произошло в Египте, не очень довольны египетскими военными, не сумевшими сдержать распространение антиаамериканских настроений среди народных масс. 10 августа США довели до властей АРЕ их озабоченность относительно распространения в Египте антиамериканских /читай – антиизраильских/ настроений.
В данной ситуации Вашингтон пожал то, что посеял – ранее новая посол США в Каире Анн Паттерсон признала, что ее страна в ходе зимних событий в Египте передала местным неправительственным организациям 40 млн долларов. Это известие пришлось на период резкого роста напряженности между египетскими военными и сторонниками радикальных реформ, когда первые обвинили вторых в том, что их деятельность финансируется извне. Более того, 12 августа в Египте было объявлено о начале расследования возможных фактов финансирования египетских неправительственных организаций иностранными государствами.
Принятый еще при Мубараке закон позволяет неправительственным организациям получать финансовую помощь извне только в том случае, если они зарегистрированы законным путем и эти поступления задекларированы перед представителями государства.
Как считает египетский правозащитник Хоссам Багат, «кампания в СМИ, которая подготовила почву для начала этого расследования, очень напоминает те приемы, которыми пользовались власти при Мубараке для преследования правозащитных организаций».
Показательно, что 17 августа было объявлено о решении США и Египта не проводить в этом году организуемые на регулярной основе один раз в два года совместные учения типа «Брайт стар». При этом уточнялось, что следующие подобные учения пройдут в 2013 году.
11 августа египетское правительство объявило, что оно готовится отменить чрезвычайное положение, в условиях которого Египет жил почти 30 лет. Отмена чрезвычайного положения была одним из требований тех, кто зимой в ходе массовых выступлений добился отказа от власти Мубарака. Впрочем, египетские власти не уточнили, сколько времени займет эта «подготовка».
В августе резко обострилась обстановка на Синайском полуострове после того, как неизвестные совершили очередной, 5-й по счету с начала года, подрыв газопровода, по которому египетский газ поступает в Израиль, а также нападения на посты полиции. Считается, что эти теракты могли совершить проживающие на Синайском полуострове бедуины, заразившиеся исламистской идеологией. В ответ на эти атаки египетская армия усилила военное присутствие на полуострове, направив туда механизированные подразделения. Целью войсковой операции «Орел» было прочесывание труднодоступной местности на Синае и уничтожение исполнителей терактов.
В августе резко обострились отношения между Египтом и Израилем. Это случилось после сообщений о том, что 18 августа израильские военные, преследовавшие палестинских террористов из сектора Газа, проникли на территорию Египта и убили в перестрелке шестерых египетских полицейских. Сразу с многозначительным заявлением выступил египетский премьер Эссам Шараф, утверждавший, что кровь египтян «слишком дорога, чтобы ее пролитие оставлять без ответа». «Наша славная революция совершалась для того, чтобы египтянин смог восстановить свою честь как внутри страны, так и за ее пределами, - утверждал он. – То, что принималось в Египте до революции, будет неприемлемым в новом Египте». Подобная риторика удивительна при том, что обстоятельства гибели египетских полицейских более чем загадочны. Так, по данным египетской газеты «Аль-Ахрам», которая процитировала высокопоставленного египетского военного, полицейские были убиты неизвестными, которые попытались проникнуть в Египет из Израиля.
По израильским оценкам, в настоящее время несколько палестинских экстремистских групп готовят теракты против Израиля с территории Синайского полуострова с целью вызвать кризис в двусторонних отношениях.
17 августа в ходе Международного авиационно-космического салона МАКС-2011 генеральный директор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин признал, что события в Египте вызвали небоьшую паузу в военно-техническом сотрудничестве России с этой страной. Тем не менее «сейчас мы все свои обязательства выполняем, эта страна не отказалась от своих заявок».
В целом, начало судебного процесса над Мубараком позволило командованию египетской армии в определенной степени вернуть доверие «улицы» военным. Но это не означает, что оно восстановлено полностью, поскольку военных по-прежнему обвиняют в затягивании реформ. В августе в определенной степени подтвердились и сделанные ранее выводы о том, что в критической ситуации египетские военные и «братья-мусульмане» могут пойти на альянс в той или иной форме, первые – чтобы сохранить свое особое положение в египетском обществе, вторые – чтобы в итоге возглавить его.