За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Узколобые питекантропы жадно глотали грибы-псилоцибы, стройные кроманьонцы бросали в костер листья полыни и с удовольствием вдыхали дым, египтяне вводили под кожу настои из кишок тетрадонтов и ловили неземной кайф. Стоит ли говорить о греках, римлянах и представителях более поздних цивилизаций? Вино, бражка, водка, табак, естественные и синтетические наркотики...
Пристраститься к чему-то не сильно полезному — дело нехитрое. Куда сложнее потом отказаться от вредоносной привычки. Есть и еще один немаловажный момент: даже совсем невинное на первый взгляд увлечение может стать губительным для организма, если не знать меры.
Врачей, ученых, да и простых пользователей проблема глобальной интернетизации заботит уже не первый год. С одной стороны, это замечательно: расширяется круг общения, стираются расовые границы, повышается общий уровень образованности человечества. С другой — налицо негативные последствия: число людей с красными глазами, трясущимися руками и разговаривающих на непонятном простому смертному языке неуклонно растет.
Проблема Интернет-зависимости – одна из «горячих» тем на мировых медицинских форумах. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен зависимости от Интернета - синдром Интернет-аддикции (addict – от англ. наркоман). В медицине появился очень образный термин Netaholic.
Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - аддикты проводят до 18 часов в день в киберпространстве.
Другое определение Интернет - зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Обсуждение данного феномена началось с 1994 году, когда доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг разработала и поместила на web-сайте специальный тест-опросник, в котором приняли участие 500 человек. Результаты теста были ошеломляющими: 400 человек оказались Интернет - зависимыми людьми.
Кимберли Янг выделяет следующие тревожные симптомы Интернет - аддикции:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2.Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Человек предпочитает виртуальное общение друзьям и близким.
4. Информационная перегрузка - непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг.
5. Стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн - аукционам и Интернет - магазинам.
Исследователи отмечают, что большая часть Интернет - зависимых "сидит" в сети ради общения, что в итоге приводит к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
91 % – это заядлые участники форумов, чатов, групповых игр, телеконференций, а также других ресурсов, нацеленных на общение. Люди открыто высказываются на любые интересующие их темы и свободно выражают свои чувства и эмоции в сети, ведь Интернет – это гарантия безопасности и анонимности. Часто такие люди имеют проблемы в общении с людьми в реальности.
Много среди Интернет-аддиктов любителей киберсекса, завсегдатаев порнографических сайтов и форумов для «взрослых».
9% зависимых удерживает в сети неограниченный доступ к информации, медики изобрели описательный термин такой зависимости - "информационный вампиризм".
На Западе ученые уже бьют тревогу, считая Интернет опасным для психики и социального развития человека, ведь Интернет - аддикция проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года , по мнению американских психологов.
По результатам опросов, проведенных российскими исследователями, зависимость от компьютера чаще встречается у тех, кто работает с этой техникой более пяти лет.
Интернет – аддикции сопутствует подавленное настроение и депрессия, которые возникают в случае долгой отлучки от компьютера и сети. В запущенных случаях Интернет-аддикт перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д.
Наиболее глубинное воздействие испытали человеческие взаимоотношения. Теперь каждый второй европеец назначает свидание через электронную почту, а половина пользователей в Европе говорят, что посылают и получают по электронной почте исключительно приглашения на вечеринки или какие-либо общественные события.
По мнению исследователей, разрушительной Интернет-зависимость оказалась и для семейных отношений, так как у зависимого человека начинают появляться новые on-line знакомые. В США остро стоит проблема "компьютерных вдов". Сyberwidows - это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой.
Не меньшей проблемой являются и "гениальные компьютерные детишки", появившиеся как результат Интернет - образования. Такие дети абсолютно неспособны общаться со сверстниками. Они замкнуты в себе, неадекватны, агрессивны. Родители не нарадуются на своих отпрысков, всячески поощряя детей, поглощенных изучением компьютера. А в результате из детей, посвящающих все свободное время агрессивным стрелялкам типа Quake и Doom, незаметно вырастают настоящие монстры.
В школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером. Ребенку нужно прививать навыки живого общения, а не радоваться тому, что теперь он не тревожит вас, проводя все время с новой игрушкой.
Есть мнение, что в скором времени Интернет-аддикция будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные "киберрасстройства". Но «больные» предпочитают обращаться за помощью в специализированные Интернет - клиники, функционирующие по типу "Анонимных Алкоголиков", на прием к психотерапевту такие «больные» не приходят.
Интернет-аддикция опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости. Сегодня человек - Интернет-зависимый, завтра - любовный аддикт, послезавтра - патологический игрок, а какое-то время спустя уходит в наркотики или алкоголизм.
В настоящее время Интернет-зависимость еще не считается официальным диагнозом и часто является показателем других серьезных проблем в жизни личности - депрессии, одиночества, трудностей в общении.
Многие даже отрицают сам факт существования Интернет-аддикции., считая, что всемирная паутина изменила социальные привычки пользователей, которые быстро поняли, насколько Интернет удобнее библиотеки, заменили традиционную переписку, отправку поздравлений и общение по телефону на различные варианты общения в Сети и с энтузиазмом предаются онлайн-шопингу.
Исследование показало, что офлайновое разглядывание витрин заменил онлайновый шопинг. Треть европейцев предпочитают делать покупки на рабочем месте. Другая треть использует офисные ПК, чтобы найти туристическую путевку. Еще 28% избавились от магазинных стрессов, т.к. занимаются шопингом в пижамах, с домашних компьютеров.
В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от интернет-зависимости.
Конечно же, не стоит думать, что Интернет – это абсолютное зло и чума XXI века, которая заразит нас всех. Интернет предоставляет прекрасные возможности воплощать свои фантазии и самые заветные мечты, представлять себя кем угодно и жить другой жизнью, которой так не хватает в реальности, но не надо забывать о настоящей жизни и живых людях, которые нас окружают. Интернет не решит наших проблем, и новые виртуальные друзья никогда не заменят проверенных реальных. Жизнь одна и не нужно создавать себе мир иллюзий, чтобы чувствовать счастливым. Свое счастье нужно строить здесь и сейчас, и пусть Интернет будет в этом добрым помощником.
А в реальной помощи психотерапевта и тем более психиатра нуждаются только те пользователи, у кого в результате их полного погружения в Интернет оказывается разрушенным здоровье и бытовая жизнь. Правда, в этом случае за проявлением зависимости от Интернета, как правило, скрываются другие зависимости, либо психические отклонения, которые, возможно, и требуется лечить.