Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Задатки и способности. » Развиваем способности.


Развиваем способности.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Игра воображения

Есть ли у вас воображение? Умеете ли вы фантазировать? Ответьте себе на этот вопрос, только честно. А вопрос этот не праздный. Ведь воображение – это основа основ. Хорошее здоровое воображение – залог качественного запоминания и полноценного усвоения информации, успешного обучения, творческих достижений, позитивного мышления, психологического здоровья.
Как можно развить воображение школьника и разбудить у него фантазию?

Никакое творчество не обходится без воображения и фантазии. Фантазию принято сравнивать с полетом птицы. Это очень хорошее сравнение. Человек, не умеющий мечтать и фантазировать, похож на ощипанного петуха, который сидит на заборе и что-то там кукарекает, намекая всем на свою значительность. Фантазер же находится значительно выше «забора». Он парит в вышине и видит гораздо дальше того петуха. Настоящему фантазеру по плечу великое открытие, захватывающий роман, изобретение невиданных механизмов и принятие неожиданных решений, на которые способны не многие.

Путешествие в страну-фантазию начинается в раннем детстве, и именно в эту пору важно не отбить охоту к таким путешествиям у маленького человека. Пройдя весь путь по этой удивительной стране, ребенок, несомненно, станет успешным человеком, полезным своей стране, семье, самому себе, наконец.
Здоровое воображение, богатая фантазия приносят человеку радость, наслаждение жизнью, успешность.

Развитие воображения, фантазии у школьников – это средство повышения качества усвоения учебного материала. От «работы» нашего воображения зависит запоминание, познание, качество мыслительного процесса. «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать», – заметил Джанни Родари, известный итальянский детский писатель.

В настоящее время результаты исследования воображения школьников показывают, что оно оставляет желать лучшего. Ребята мало фантазируют. Это приводит к недостаточной работе многих познавательных процессов. Некоторые ребята затрудняются назвать свою мечту. Причин этого явления можно перечислить немало.

Но поговорим лучшее о методах активизации воображения, фантазирования. Один из них можно применять на уроках, классных часах, при организации досуга школьников. Заключается он в коллективной деятельности по составлению (придумыванию) истории, в которой учитель или воспитатель принимает самое непосредственное участие. Он или кто-либо из ребят начинает историю, а остальные ее продолжают. Каждый говорит по одному предложению.
Детям накануне объясняется, что все участники являются колесиками сложнейшего механизма, и от качественной работы каждого колесика зависит бесперебойная работа всего механизма. Каждому школьнику необходимо внимательно слушать окружающих, уважать чужое мнение, ответственно относиться к собственным словам, чтобы получить удовольствие от сочинительства. Сказочная история – продукт коллективного творчества – рождается в атмосфере добродушия и сотрудничества. Такая работа ведется устно и занимает немного времени, но значение ее трудно переоценить. А дома желающие могут изложить этот коротенький рассказ на бумаге. Можно даже устроить конкурс и поощрить школьника, сумеющего ближе к тексту воспроизвести историю. Очень многим это под силу.

Например, в 3-м «а» классе лицея №10 г. Химки ребята вместе с учителем, выступившим в роли равноправного участника, сочинили историю, а Хадуськин Влад дома сумел ее воспроизвести и так записать.

Приключение Вани

Рано утром Ваня вышел из дома и направился в школу. Он шел не спеша и смотрел по сторонам. Вдруг он увидел в стороне от дороги, за деревом, что-то необычное, светящееся. Ване захотелось посмотреть, что же это такое. Он стал приближаться к дереву и всматриваться в незнакомый предмет. Не успел приблизиться, как из-за дерева выскочило что-то пушистое со светящимися глазами. Это была очень странная кошка. Ваня ее спугнул. Вдруг он над головой услышал чей-то голос, который сказал: «Спасибо, мальчик». Ваня поднял голову и увидел маленького совенка. Совенок сидел на ветке и дрожал от испуга. Потом мальчик услышал: «Ты спас мне жизнь, и я хочу поблагодарить тебя. Я исполню одно твое желание. Что ты хочешь?». У Вани давно была мечта, поэтому он, не думая, сразу сказал: «Я хочу глобус. И чтобы я оказывался там, куда на глобусе покажу пальцем». Мгновенно у него в руках оказался волшебный глобус.
Мальчик, не поблагодарив, ткнул пальцем в Северный полюс. И сразу оказался на Северном полюсе. Ване стало очень холодно, и он испугался. А глобус остался под деревом около школы. Через секунду он испугался еще больше, потому что к нему направлялся белый медведь. Но тут он услышал звук мотора и увидел в небе самолет. Это был самолет с полярными летчиками. Ваня замахал руками и во все горло закричал: «Спасите меня!». Летчики приземлились, отогнали медведя и забрали Ваню с собой. На следующий день Ваня уже был у себя дома. Он сразу отправился к знакомому дереву, около которого встретился с совенком. Но ни глобуса, ни совенка он там не нашел. «Наверное, все это мне приснилось», – подумал Ваня и пошел в школу.

Очень полезно и увлекательно составлять монологи от лица животного, растения, предмета. Здесь учитель и воспитатель могут реализовать множество дидактических и воспитательных задач.

Такая работа является средством не только развития воображения, фантазирования, но и активизации творческого мышления, стимулирования мотивации учения, совершенствования коммуникативных отношений и многого другого.

Подобные истории можно найти в статьях «Фантазеры и фантазерки», «Необычные уроки», «Вот так опыт», «А я летать хочу!», «Мой любимый щенок», «Чудо природы».

Успехов в этой интересной и необходимой работе!

http://www.zanimatika.ru/razvivaem-spos … eniya.html

Отредактировано Архионис (2011-09-04 22:13:01)

0

2


Учение с развлечением
Как эффективно развивать познавательные способности школьника на факультативных занятиях, проводимых, например, за счет часов школьного компонента?

Содержание этой статьи является итогом многолетней работы учителей-предметников нашей образовательной группы, постоянно повышающих свою психологическую компетентность.
Вниманию читателей предлагается вариант факультативного занятия по развитию познавательных способностей школьников младшего подросткового возраста, рассчитанный, примерно, на два учебных часа. Это занятие можно адаптировать к школьникам любого возраста.

Небольшое вступление

Подлинное и радостное учение невозможно без хорошо сформированных познавательных способностей личности (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), которые лежат в основе культуры умственного труда — системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей, прежде всего, из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Исследования многих ученых подтвердили, что в образовательных учебных программах не отводится специального времени для овладения учащимися эффективными способами умственной учебно-познавательной деятельности. Ими школьники, как правило, овладевают стихийно, путем проб и ошибок, прибегая зачастую к очень вредным (вроде зубрежки).
В условиях жесткого регламента учебы это приводит к хронической неуспеваемости, калечит умственные способности учащихся, истощает их нервную систему.

На факультативных занятиях, проводимых, например, за счет часов школьного компонента, можно частично или полностью решить эту проблему. Такие занятия способствуют усилению (формированию) мотивации учения и воспитанию многих личностных качеств школьника, например, собранности, терпения, внимательности, наблюдательности, креативности, рассудительности, самостоятельности, ответственности за свои слова и действия, коммуникативности и др.

Приоритетными направлениями развития познавательных способностей школьника являются развитие (формирование) логического мышления, совершенствование творческого мышления, способствующих осмысленному восприятию и продуктивному усвоению знаний.

Далее http://www.zanimatika.ru/razvivaem-spos … eniem.html

0

3

Хочешь запомнить - обрати внимание.

Эта статья для тех, кто хочет понять истинную причину неэффективного, плохого запоминания информации, например, учебной, кто торопится с выводами, обвиняя в непродуктивном усвоении учебного материала память своего ребенка, ученика. Не торопитесь с выводами, уважаемые родители и педагоги. Прежде чем ставить диагноз ребенку, научите его пользоваться своей памятью – этим великолепным инструментом, данным природой.

Как запомнить большой объем информации прочно, надолго, без особых усилий, а при необходимости быстро вспомнить и применить? Для этого процесс запоминания должен быть творческим, то есть осуществляться осознанно, с постановкой целей и установок, с выбором наиболее эффективных методов и приемов, в эмоционально благоприятной обстановке.
Прочность запоминания зависит не только и не столько от повторения, сколько от первичного восприятия материала. Первое, что нужно сделать, работая в этом направлении, – научиться концентрировать внимание на интересующем объекте, что, несомненно, позволит запоминать больше и эффективнее. Необходимо постоянно руководствоваться принципом: хочешь запомнить – обрати внимание. А если еще и хорошенько осмыслить то, на что обратил внимание, можно не сомневаться: эта информация врежется в память прочно и надолго.
Чтобы достичь успехов в развитии, совершенствовании памяти, необходимо выработать определенные навыки, добиться того, чтобы продуктивное запоминание стало привычкой. Недостаточно знать мнемические приемы для лучшего запоминания, основанные, главным образом, на выстраивании ассоциативных связей. Надо научиться их грамотно применять, овладеть технологией (мастерством) применения. Освоение системы знаний, соединяющееся с овладением соответствующими навыками, является основным содержанием и важнейшей задачей обучения или самообучения. Навыки – это умения, доведенные до автоматизма, это знания, с большой легкостью и уже без осмысления применяемые на практике. Очень важно, например, не только знать правила математики, но и уметь решать математические задачи, достаточно быстро и бегло владея основными приемами их решения. То же самое относится и к грамотному письму. Достаточно ли для правописания знать наизусть правила русского языка? Ответьте себе на этот вопрос, а мы вернемся к главной мысли нашей статьи: хочешь запомнить – обрати внимание.

В большинстве случаев ребенок, подросток (нас сейчас интересует именно эта возрастная группа) запоминает плохо потому, что не может сосредоточиться на объекте, который в силу разных причин заслуживает в конкретный момент времени внимание и подлежит запоминанию и усвоению. Здесь учителю (родителю) можно пойти тремя путями:
завладеть вниманием ученика и всякими психолого-педагогическими ухищрениями заставить его запомнить информацию, раскрыв практическую значимость учебного материала, представив его эмоционально окрашенным, использовав, например, известный метод древнеримского политика, оратора и писателя Катона Старшего и т.д.;
обучить приемам самоорганизации внимания, смыслового запоминания, усвоения учебного материала, не заботясь о характере его изложения;
профессионально излагать материал и развивать способности учащихся

(обо всем этом можно почитать в статьях: Помогаем ребенку, Учимся запоминать, Помощь в обучении, Что может быть серьезнее?, Пора задуматься, Пора поиграть!, Пока я мыслю, я существую, Школьные трудности и школьная неуспешность и др.).

Люди склонны запоминать лишь то, что может быть полезным, то, что интересно, что удивляет, завораживает, огорчает, восхищает, шокирует страшит, заставляет страдать и т.п. Серьезная информация, эмоционально не окрашенная, запоминается с трудом. А если она и не личностно значимая, то нужно приложить невероятные усилия, чтобы ее запомнить так, чтобы можно было затем применить на практике.

Для эффективности запоминания информации очень важно научить ребенка, подростка задавать себе вопросы: «Зачем мне нужно это запоминать?» и «Что будет, если я этого на запомню?». Поскольку запоминание – это психическая деятельность, а в структуре любой деятельности обязательно присутствуют такие ее компоненты как мотивы и установки, – необходимо также научить давать установку на осмысленное запоминание. Установка на простое запоминание себя не оправдывает – она ведет к механичности запоминания, что вредно и неэффективно. Установка на осмысленное запоминание вынуждает человека искать приемы и технологии организации смыслового запоминания, которые лежат в основе логической памяти. Логическая память – память, основанная на понимании и осмыслении, опирается на «работу» мыслительных операций и процессов в качестве средств запоминания.  Чем лучше у человека развиты мыслительные операции, тем лучше он устанавливает ассоциативные связи и тем более эффективные мнемические приемы подбирает для запоминания и воспроизведения конкретной информации в конкретных условиях.
Что же касается воспроизведения, то «работа» мыслительных операций здесь также значительна. Вероятность воссоздать какое-либо событие очень велика, если попытаться вспомнить его причину, следствие. Или вспомнить противоположное ему событие, идентичное и т.п.

Целесообразно научиться концентрировать свое внимание на нужном предмете. А это значит научиться:
оценивать предмет внимания;
анализировать его, выделять признаки, присущие именно ему, по которым его сразу можно опознать, отличить от похожих;
сравнивать с другими предметами, выявляя сходство и различие, противоположность, противоречие, последовательность;
определять степень значимости;
устанавливать причину (если это событие) и прогнозировать последствия;
определять собственное отношение к предмету, настрой, интерес и т.п.

Существенное значение для прочности запоминания приобретает вопрос о правильной организации повторения в виде свободного воспроизведения. Известный российский психолог и философ С. Л. Рубинштейн в своем знаменитом труде «Основы общей психологии» писал: «Необходимость свободно воспроизвести, самому изложить материал очень активизирует его осмысление. В процессе изложения неизбежно совершаются проверка, самоконтроль, выявляются места, требующие дополнительного уяснения. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочнее ее запечатлевает. Экспериментальное исследование показывает, что первые собственные формулировки, в которые отливается усваиваемый материал, запечатлеваются очень прочно... Лучший вид повторений – это включение усвоенного материала в последующую деятельность».

http://www.zanimatika.ru/pedagog-psihol … manie.html

0

4

Развить творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач, в том числе изобретательских.

Работа, направленная на развитие творческого мышления, предполагает воспитание в школьнике потребность фантазировать, познавать, творить, думать смело и оригинально, видеть то, мимо чего многие проходят, не замечая, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и не сдаваться.

Сформировать интерес к творческому мышлению у школьников младшего подросткового возраста можно, например, методом сказкотерапии. Они очень внимательно и с удовольствием на классном часе слушают поучительные сказки. А если еще после обсуждения интересной сказки задать ребятам конкретные вопросы, например, "Почему нужно дружить с творческим мышлением?" и т.д., а затем вместе выполнить несколько увлекательных творческих упражнений - педагогическая цель непременно будет достигнута.
Вам предлагается сказка из книги Н.Н.Амбросьевой "Классный час с психологом. Сказкотерапия для школьников"

"Как Вася поссорился с Творческим Мышлением"

В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей. Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон. Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
- Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
- Ну, вот еще... Больно надо напрягаться, - ворчал Вася. - Все уши прожужжали: «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
- Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
- Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось на Васю и решило его проучить. Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда ни возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожки запутаю-перепутаю!..
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой? - думает. - Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления - Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость. - Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, - думает Вася. - Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит, там север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит, там восток. Там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, они для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. И всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание. Откуда ни возьмись - волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
- Домой, к папе с мамой иду.
- Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь - навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не встряхивая и не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
- Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
- Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что встряхивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася, - предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! - приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
- Знаю, знаю, как достать колпачок, - радостно воскликнул Вася. - Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
- Правильно, молодец. Что ж, иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
- До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила смотреть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться.
- Прости меня, Творческое Мышление, - раскаялся Вася, - я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.

Успехов!
http://www.zanimatika.ru/sozdaem-nastro … dei-2.html

0


Вы здесь » Архионис » Задатки и способности. » Развиваем способности.


Создать форум.