За десять лет антитеррористической операции в Афганистане США и их союзники не смогли достичь главной, официально объявленной цели - ликвидировать политико-идеологическую основу и материально-техническую базу движения "Талибан" и разгромить террористические структуры "Аль-Каиды". Талибы не только сумели восстановить свои силы и структуры, но и начали активно действовать по всей стране. Это, в свою очередь, позволяет экспертам сделать вывод, что у Коалиции нет какой-то прямой заинтересованности в решении афганского вопроса и что они преднамеренно не хотят стабилизации ситуации в Афганистане. Им выгоден "управляемый афганский конфликт", считает профессор, начальник Управления внешней политики и внешнеэкономических связей Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана Абдунаби Сатторзода.
- За последние 33 года Афганистан превратился в площадку для военных игр, на которую заходят все кому не лень. Правила игры, которые определяют за пределами этой площадки, менялись несколько раз: пытающиеся извлечь свою выгоду страны определяют правила в зависимости от силы своего влияния. Как Вы прокомментируете влияние внешнего фактора на ход событий в этой стране?
- Внешний фактор в афганской проблеме всегда был заметным. Достаточно сказать, что в современной и новейшей истории Афганистана практически не было более или менее заметных событий общественно-политического характера, которые не испытывали бы влияние извне. Геополитическое соперничество заинтересованных государств в этой стране началось еще в 30-е годы XIX столетия - между Англией и царской Россией. Впоследствии, в 80-90-х годах XX века, оно нашло свое продолжение в ожесточенной военно-политической борьбе афганских моджахедов с прокоммунистическими правительствами Афганистана. Первых поддерживали США и их сателлиты, вторых - Советский Союз.
Но никогда влияние внешнего фактора на общественно-политическую жизнь Афганистана не было настолько явным, как сегодня. Об этом свидетельствуют слова президента Хамида Карзая, высказанные им в интервью журналу "Шпигель" в июне 2008 года. На вопрос журналиста о причинах тяжелого положения в стране он ответил, что "идет очень сильное вмешательство извне".
По словам Карзая, афганские силы до сих пор получают от некоторых государств деньги за поддержку их интересов внутри страны. Ранее, в марте того же года, Карзай обвинил посольства нескольких соседних стран в причастности к созданию новой оппозиционной организации под названием "Национальный фронт Афганистана".
Афганистан действительно превратился, в буквальном смысле этого слова, в площадку для реализации самих разных геополитических проектов больших, средних и маленьких международных и региональных игроков, таких как США, Россия, Китай, Иран, Пакистан, страны Европы и Центральной Азии. Каждый из них ведет свою игру, пользуясь критической ситуацией и неопределенностью в Афганистане.
-Когда в различных кругах говорят о вмешательстве во внутренние дела Афганистана извне, прежде всего, называют Пакистан, который считают одной из главных дестабилизирующих сил в этой стране. Вначале Пакистан поддерживал моджахедов, которые боролись против правительств Бабрака Кармаля и доктора Наджибуллы, после стал поддерживать талибов. Почему эта страна не хочет мира и стабильности в соседнем Афганистане?
- Пакистан, граждане которого, по словам Хамида Карзая, уже в течение 30 лет воюют в Афганистане, а пакистанская межведомственная разведка (ISI) вскормила, обучила и покровительствует лидерам движения "Талибан", ратует за нестабильность в соседней стране, ее политическую неустойчивость и экономическую отсталость. Предполагается, что стабильный и развитый Афганистан в будущем создаст Пакистану ряд проблем, в том числе - проблему включения Зоны племен в состав афганского государства. Пакистан хочет, чтобы в Афганистане был сформирован пропакистанский политический режим, и поэтому всячески старается, что бы было создано новое коалиционное правительство, куда бы вошли талибы.
Кроме того, руководство Пакистана обеспокоено усилением влияния Индии в Афганистане. Наконец, Исламабад не хочет лишиться одного из своих реальных источников дохода. Афганский эксперт, сотрудник Регионального центра исследования Афганистана Абдусаттор Пурдили во время нашей встречи в Кабуле доказывал мне, что ежегодно Пакистан под предлогом борьбы с международным терроризмом получает десять миллиардов долларов США.
- А что Вы можете сказать о позиции Ирана в отношении Афганистана?
- Иран твердо убежден в том, что объявленная США и их союзниками по НАТО борьба с международным терроризмом в Афганистане была лишь поводом для их военно-политического присутствия в таких стратегически важных районах, как Центральная и Южная Азия, которые могут быть использованы как плацдарм против ИРИ. Исходя из этого, эксперты утверждают, что Тегеран заинтересован "поддерживать высокий уровень нестабильности в Афганистане (и Ираке) с тем, чтобы связывать американцев и отсрочить их возможную военно-политическую акцию против нынешнего политического режима в Иране".
- Какую роль в достижении мира и согласия на афганской земле может сыграть Россия? Определенные круги до сих пор с ностальгией вспоминают о временах присутствия СССР, правопреемником которого является Российская Федерация.
- Россия упустила реальный шанс прийти в Афганистан мирным путем еще в 90-е годы прошлого столетия, задолго до известных событий 2001 года. Ей необходимо было более активно поддерживать силы, которые боролись против режима талибов. В то время посол Афганистана жаловался, что его правительство который год не может получить от России четыре вертолета, деньги на покупку которых давно перечислены.
В настоящее же время Россия всячески старается восстановить свое былое влияние и, если удастся, расширить свое присутствие в Афганистане. Москва, как известно, вначале поддерживала афганскую операцию международной антитеррористической коалиции во главе с США, но впоследствии стала болезненно реагировать на присутствие США не только в этой стране, но и в Центральной Азии. Последние политико-дипломатические шаги России свидетельствуют о том, что она хочет продемонстрировать США и их союзникам, с кем надо договариваться по проблемам Афганистана и Центральной Азии.
Позиция России по вопросу военно-политического присутствия США и их союзников в регионе двоякая. С одной стороны, она четко понимает, что без них в Афганистане невозможно решить существующие проблемы. С другой стороны - опасается, что со временем потеряет свой геополитический статус. Как говорят в таких случаях в народе - и хочется, и колется. Неопределенность и не разработанность внешней политики России по отношению к региону сказывается и в этом деле. Видимо, в официальных кругах Москвы есть силы, которые ошибочно считают нынешнюю ситуацию в Афганистане вполне допустимой. Более того, они выступают за ее консервацию, исходя из формулы, на которую указывал вице-президент США Джо Байден в Мюнхене 14 февраля 2009 года: "Победа НАТО - это поражение России, а сила России - это слабость НАТО". Эти силы не против того, чтобы превратить Афганистан для США и их союзников во второй Вьетнам. Они жаждут взять реванш за свое поражение в 90-е годы прошлого века.
- Десять лет назад все надеялись, что с вводом в Афганистан иностранных войск в этой республике, наконец, восторжествуют мир и стабильность. Но надежды мирового сообщества, в том числе самих афганцев, не оправдались. Уже начинается процесс постепенного вывода войск США и других коалиционных сил из Афганистана…
- Справедливости ради необходимо признать, что почву для военно-политического присутствия стран НАТО в центральноазиатском регионе, в том числе в Афганистане, подготовили не они. Она была подготовлена многолетним равнодушием мирового сообщества к событиям в ИРА и к тому, что творилось в соседнем с ней Пакистане. То, что США и их союзники по антитеррористической коалиции, воспользовавшись подходящим моментом, начали укреплять свое влияние и расширять присутствие в стратегически важном для них регионе, нет ничего удивительного. Любая страна поступила бы так же. Вполне понятно, что США и их союзники по НАТО стараются противостоять геополитическим интересам России, Китая, Ирана и других стран в Афганистане, пытаются блокировать их участие в его восстановлении и так далее.
Удивление вызывают не эти действия США и их союзников, а то, что за десять лет антитеррористической операции они не смогли достичь главной, официально объявленной цели - ликвидировать политико-идеологическую основу и материально-техническую базу движения "Талибан", разгромить террористические структуры "Аль-Каиды" и изолировать лидеров преступного альянса. Талибы, как известно, не только сумели восстановить свои силы и структуры, но и начали активно действовать по всей стране. Это, в свою очередь, позволяет экспертам сделать вывод, что у американцев и их союзников по коалиции нет какой-то прямой заинтересованности в решении афганского вопроса и что они преднамеренно не хотят стабилизации ситуации в Афганистане. Им выгоден "управляемый афганский конфликт". Иначе как объяснить факты, согласно которым американцы установили "доверительные" отношения с отдельными отрядами талибов и настойчиво продвигают заведомо провальный проект мира с "Талибаном", и, по некоторым сведениям, даже поставляют им оружие и деньги, намереваются создать для них тренировочные базы, поощряют культивирования наркотиков в тех провинциях, где находятся их войска. Например, только в одной из этих провинций, в Гильменде, производятся 75 процентов афганских наркотиков.
- Рядом с Афганистаном находятся еще несколько государств, к мнению которых приходится прислушиваться. Я имею в виду Китай и Индию. Какую роль они могут сыграть в афганском конфликте?
- Китай не заинтересован в уходе США и стран НАТО из Афганистана, ему невыгодна вторичная талибанизация ИРА, поскольку движение "Талибан" имеет тесный контакт с сепаратистскими организациями Синьцзян-Уйгурского автономного района. Поэтому Китай оказывает экономическую поддержку правительству Карзая. НО одновременно КНР старается не допустить безграничного влияния и военно-политического присутствия США и стран НАТО в центральноазиатском регионе: Пекин озабочен обеспечением безопасной доставки углеводородов из Центральной Азии и Персидского залива.
Индия же оказывает экономическую и политическую поддержку правительству Афганистана, чтобы уменьшить влияние Пакистана. Она опасается, что это государство планирует в перспективе поглотить Афганистан и сделать его плацдармом для борьбы с ней.
- Какую, по-Вашему, позицию в отношении Афганистана занимают страны Центральной Азии? И что должно сделать мировое сообщество для установления мира и стабильности на афганской земле?
- Центральноазиатские государства больше всех хотят, чтобы на афганской земле были мир и согласие, ведь основные угрозы и опасности для этих республик исходят именно от ИРА, где более тридцать лет сохраняется нестабильная ситуация. Исключение составляют отдельные государства региона, которые пытались защищать свои интересы в этой стране, опираясь на национальные анклавы в Афганистане.
Что касается мирового сообщества, то очевидно, что Международная антитеррористическая коалиция во главе с США не смогла сохранить единство своих рядов и сторонников. Первоначальная всеобщая поддержка реакции США на события 11 сентября 2001 года, к великому сожалению, очень быстро превратилась в борьбу геополитических интересов, в опасную конфронтацию и соперничество между участниками и сторонниками коалиции. В сложившейся ситуации крайне важно максимально сблизить геополитические интересы государств по Афганистану во имя решения вопросов общемирового масштаба, таких как обеспечение стабильности и безопасности в регионе и мире. В противном случае последствия могут быть непредсказуемые и непоправимые.
Беседовал Тилав Расул-заде