Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Психология и мы. » ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА


ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Страх - реальная часть жизни человека. Эта эмоция возникает, когда прогнозируется что-то неприятное, когда человек воспринимает ситуацию как угрожающую его спокойствию и безопасности, а он при этом не может защититься, избавиться от угрозы, убежать. Страх всегда есть сигнал и предупреждение об опасности, но он также содержит и импульс к преодолению этой опасности. Страх выполняет позитивную функцию, делая человека более осторожным и осмотрительным.
Однако по результатам исследования К.Э.Изарда (1971), проводившего опрос представителей разных стран, страх является именно той эмоцией, которую люди больше всего не хотят переживать. Само по себе переживание страха пугает человека. Видов страха человека бесконечное множество. Один страх парализует, другой активизирует. Страх индивидуален и отражает личностные особенности каждого человека, он может быть вызван как физической, так и психологической угрозой.
Естественные сигналы опасности, на которые человек биологически предрасположен реагировать страхом: боль (ожидание боли), одиночество, внезапное изменение стимуляции, стремительное приближение объекта (Д. Боул-би,1969), высота, нечто незнакомое.
Есть и приобретенные активаторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые происходят в ожидаемом месте и в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия, страдание. Страх увеличивается, когда наш образ жизни и деятельности изменяется вопреки нашему желанию. Мы испытываем страх, что можем лишиться собственных сил. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой, на наш взгляд, ситуации. Все новое, неизвестное, впервые случившееся также сопровождается страхом.
Каждый возраст сопровождается тем или иным страхом. Страх может быть результатом оценки ситуации как потенциально опасной. Для одних пусковым механизмом страха является одиночество, для других - скопление людей, третьи не могут находиться в замкнутом пространстве и т.д.
Человек может переносить свой непреодолимый страх на безобидные объекты, от которых ему легче уклониться, чем от истинного источника его страха (в этом случае необходимо провести работу по выявлению реальных источников страха, чтобы быть в состоянии разрешить ситуацию). У разных людей можно наблюдать многообразие страхов. Причинами страха могут быть люди, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Базовым является страх смерти.
Страх лежит в основе феноменологии тревоги. В состоянии тревоги человек переживает не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций (страх, стыд, вину и др.), каждая из которых оказывает влияние на социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, восприятие, мысли, поведение. Состояние тревоги у разных людей может быть вызвано разными эмоциями.
Страх в своих экстремальных вариантах принимает разрушительные формы, вызывает реакции паники, оцепенения, бегства прочь от опасности. Угнетают и делают человека больным те страхи, размер которых превышает критический порог и которые он длительно сдерживает. Порог возникновения страха находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Хронический страх рассматривается как "токсичная" эмоция, ухудшающая состояние иммунной системы, способствующая мышечной напряженности, метастазированию раковых клеток, отложению в сосудах, воспалению кишечника, повышению функции толстой кишки, способствующая возникновению невроза, инфаркта миокарда, диабета (1 типа), астмы, язвенного колита (исследования медицинского факультета Стенфордского университета, США). Некоторые хирурги отказываются оперировать без специальной подготовки пациентов, испытывающих сильный страх, нежелание идти на операцию, так как у них повышена вероятность кровотечения, послеоперационных осложнений.
Страх проявляется на поведенческом, телесном уровнях, на уровне переживаний. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) мускулы напрягаются; г) сокращается число степеней свободы в поведении. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищенности, невозможности контролировать ситуацию. Причем переживание самого страха зачастую более мучительно, чем эмоциональная реакция на ситуацию, в которой уже совершилось то, чего ты боялся ("Уж лучше конец без страха, чем страх без конца").
Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае. .Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.

http://voov.narod.ru/psihologi/strah.htm

0

2

0

3

Страх как фактор развития

Возможно, это покажется немного странным, однако страх побуждает нас развиваться. В конечном счете, все страхи ведут к реализации заложенного в нас потенциала, и в этом на самом деле кроется подлинная причина их существования. Чем больше мы боимся, тем больше у нас возможностей для развития и самореализации.

Все мы обладаем свойствами и склонностями, которые считаем «отрицательными», – например: зависть, ненависть, похоть, гордыня, страх и др. В них нет ничего плохого, поскольку ничто не создано бесцельно. Всё, что от нас требуется, это исправить способ применения наших качеств, переключиться с одного лишь личного блага на благо общее.

Цель страха – подвести нас к пониманию того факта, что мы не в силах сами удовлетворить, наполнить себя. Нам чего-то хочется, мы к чему-то стремимся и в итоге добиваемся успеха. Пик наслаждения наступает, когда мы, наконец, достигаем желанной цели, но затем это чувство ослабевает и сходит на нет.

Вот мы въезжаем в новую квартиру или в новый дом, о котором мечтали чуть ли не с рождения. В первое время каждый миг для нас – блаженство. Но куда девается это волнующее чувство спустя год, а то и раньше?

Ответ прост: так устроено наше желание. Мы никогда не сможем наполнить себя на долгое время. Любое наслаждение когда-нибудь иссякает, и мы снова включаемся в гонку, чтобы удовлетворить следующее желание. Хотите верьте, хотите нет, но это доказанный наукой факт.

Десятки научных исследований, опубликованных в последние годы (к примеру, знаменитые работы нобелевских лауреатов Дэниела Канемана и Амоса Тверски), указывают на то, что человек во всем преследует лишь собственные интересы и ведет бесконечную погоню за счастьем, которое все время ускользает сквозь пальцы. Как сказали мудрецы: «Кто достиг желаемого, тот хочет вдвое больше».

Однако если мы начнем использовать свои наклонности в интересах окружающих, обнаружится удивительная вещь: наслаждение, которое мы испытаем, не только не исчезнет, но будет расти по мере объединения с другими людьми. Так же мать получает безграничное удовольствие, когда наслаждаются её дети.

Таким образом, у нас есть возможность включиться в замечательный процесс. Вместо того чтобы бояться только за себя и страдать от этого всю жизнь, стоит бояться того, что мы не сможем помогать другим. Она объясняет, как выстраивать правильные отношения между нами и ближайшим окружением, ощущая его радости, как свои собственные.

Нет нужды заглушать, изгонять или пытаться игнорировать свой страх – нужно работать с ним правильным образом. Объяснив это детям, мы увидим, как они начнут приподниматься над страхом и понимать, что в их силах управлять им.

Если наши дети взглянут на страхи с этих твердых позиций, из бастиона безопасности, если вместе с нами проследят за причинами своих тревог, разберутся в их источнике и ясно увидят всю пользу подъема над ними, то им раскроется новая глубина в картине мира. Поняв много нового о себе самих и о том, что пред ними предстает, они научатся властвовать над страхами, вместо того чтобы страхи властвовали над ними. Страх станет для них подмогой, выстроенной на противостоянии, стимулом роста и развития.

из книги «Детские страхи»

http://ilady.info/strah-kak-faktor-razvitiya/

0


Вы здесь » Архионис » Психология и мы. » ПСИХОЛОГИЯ СТРАХА


Создать форум. Создать магазин