Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Традиции и представления. » Традиция.


Традиция.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Традиция  (от лат. traditio — передача) — анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Традиция может быть настолько широкой, чтобы охватывать все общество в определенный период его развития. Наиболее устойчивые традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени. Особенно наглядно это проявляется в традиционном обществе, где традициями определяются все существенные стороны социальной жизни.
К.В. Чистов писал: “традиция — это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершаются определенный отбор, стериотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся.” (3. с. 106)
Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку (норму) и выражаются описательно-оценочными высказываниями. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиции — это то, что делает человека звеном  в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.
Традиционным становится далеко не все из жизненного опыта человечества, а лишь то, что способствует наиболее успешному течению жизни в тех или иных (конкретных) условиях. Изменяются условия жизни — изменяются и тради­ции. В той же части, в которой традиции связаны с самой природой человека, у них есть нечто неизменное во времени и общее для представителей самых различных культур и ци­вилизаций. Следовательно, характер традиции определяется жизнедеятельности людей, а последний вытекает как из характера базисных и вторичных потребностей, так же из условий их удовлетворения. Поэтому традиция — общечело­веческое явление, а совокупность конкретных традиций опре­деляет самобытность данного сообщества.
Для понимания сущности традиций важно:
Наличие некоего положительного жизненного опыта — способа удовлетворения потребности, поддержа­ния жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным.
Способность человека воспринимать опыт других индивидов и воспроизводить его — полностью или частично — в своей жизнедеятельности. Следовательно, ба­зисным качеством человека в плане возникновения тради­ций является его восприимчивость к опыту других.
Объединение содержания пунктов первого и второго делает традицию способом накопления всем человече­ством или отдельными его сообществами опыта обеспечения и поддержания своей жизнедеятельности. При этом данный опыт становится действенным благодаря тому, что усваива­ется множеством индивидов. Иными словами, традицион­ное — это то, что воспринято и воспроизводится множест­вом индивидов.
Одной из характеристик конкретной тради­ции является ее распространенность: бывают традиции мест­ного значения, бывают традиции общенационального характера или даже межнационального. К примеру, традиция отмечать праздники есть у всех народов, у всех конфессий, у всех цивилизаций.
. Еще одной характеристикой конкретной тради­ции (а с нею и самого этого явления в целом) является устой­чивость (традиций), а прямым следствием устойчивости тра­диции является ее жизнеспособность. По всему ходу истории человечества происходит «естественный отбор» традиций, в результате которого новые нарождаются, старые отмирают, а некоторые существуют тысячелетиями. В этом «естественном отборе» традиций есть постоянное ядро традиционности — об­щечеловеческий и непреходящий во времени характер базис­ных потребностей и модифицируемое конкретное содержа­ние, в зависимости от условий жизни.
Среди членов сообщества всегда есть более консервативная часть — приверженцы традиций, склонные отстаивать их даже при значительных изменениях условий жизни (последнее — их недостаток), и «прогрессивная» часть — индивиды, склонные к отходу от традиций даже при сохра­нении прежних условий жизни (это — их недостаток, так как не все новое лучше старого). Особенно опасно угасание прежних традиций до того, как сформируются новые и более эффективные: многие члены сообщества могут оказаться дезориентированными в своей жизнедеятельности. Подоб­ное возможно при смене общественно-политических систем (к примеру, вследствие революции).
Благоприятными процессами, происходящи­ми с традициями, являются: возникновение, закрепление, распространение, воспроизведение; неблагоприятными — «размывание», девальвация, угасание, искажение, стирание, забвение, амортизация.
Традиционными могут быть не только пе­речисленные выше способы действия, оценки, отношения, технологии, этические принципы, но также и жизненные ситуации, определяемые самой природой человека и течени­ем его жизни, независимо от его воли и сознания. Такие си­туации, как зачатие, рождение, свадьба, похороны, — это со­бытия разного уровня, в которых взаимосвязано и то, что дано самой природой (зачатие, рождение), и то, что способ­ствует «вписыванию» этого в общественный контекст.
Общественная значимость явления тра­диционности определяется как тем фактом, что любая тради­ция восходит к той или иной потребности человека, так и тем, что содержание традиции оказывается приемлемым или необходимым множеству индивидов. Именно поэтому тради­ция — принципиально общественное явление, затрагиваю­щее каждого из членов сообщества.
В жизни индивида требования традиции могут реализоваться двумя способами. Во-первых, традици­онное может стать привычным для индивида, и тогда он со­вершает данное действие или придерживается данной оцен­ки как своего собственного, органически ему присущего. Если традиционное не стало привычным для индивида, он лишь подчиняется традиции или же делает вид, что подчиня­ется, внутренне ей даже противясь, т. е. он подчиняется обстоятельствам, в число которых входит и принуждение окру­жающих. Одним .из важных способов такого принуждения является «общественное мнение» — понятие, приложимое к любому сообществу индивидов, а не только к тому «обще­ству», которое либералы привычно противопоставляют «го­сударству».
Любая конкретная традиция в пределах данного поколения может быть воспринятой (у предыдуще­го) или выработанной — в этом случае необходима ее про­верка временем, и пока следующее поколение не начало вос­производить ее содержание, это всего лишь инновационное действие с потенциалом традиционности.
По отношению к той или иной традиции всех индивидов можно разделить на активных носителей, пас­сивных носителей и противников традиции. Из числа активных носителей выделяется группа ревнителей традиции — тех ин­дивидов, которые не только сами четко соблюдают требова­ния традиции, но и требуют того же от других и, следователь­но, внимательно следят за их действиями, оценивают их и сравнивают со своими. Часто для подобных ревнителей тра­диции наиболее важным является не соответствие поведения других индивидов некоему общему образцу, а неотличимость его от их собственного поведения, оценок, отношений и т. д.
Традиции обладают свойством экс­пансии. Это связано, во-первых, с давлением активных но­сителей традиции на окружающих, во-вторых, с подража­нием (индивида окружающим). Распространение того или иного действия на все более широкий круг ситуаций — это особый вид экспансии традиций. Следовательно, экспансия традиций проявляется как в возрастании числа следующих им индивидов, так и в распространении того или иного способа действия на новые жизненные ситуации.
Экспансия традиций порою ведет к весьма неблагопри­ятным последствиям. К примеру, выявившаяся склонность народов Севера к спиртному — это совершенно чуждое для них дело, так как у них не растут соответствующие растения, из которых спиртное добывают и сам характер питания иной. У них не было естественного отбора по признаку устойчивости к алкоголю, поэтому-то они спиваются столь быстро и неотвратимо.
Традиции повседневности, макси­мально приближенные к базисным потребностям челове­ка, с течением времени меняются мало, традиции же, отра­жающие специфику общественно-исторической форма­ции, отмирают в основном вместе с нею. При этом традиции и вытекают из образа жизни, и сами формируют его. Путем усвоения традиции каждое последующее поко­ление формирует свой образ жизни, сходный с образом жизни предыдущего. Следовательно, без преемственности не было бы и целостности, лежащей в основании таких по­нятий, как «человечество» и «история человечества».
Как у любого объекта или явления, у традиции есть общее, единичное и особенное. Общее выра­жает принципиальное единство человеческого рода, еди­ничное — местную специфику, особенное — творческий вклад отдельных индивидов или сообществ в содержание традиции.
Чем лучше структурирована жизнь общества и жизнедеятельность индивидов, тем больше в данном обществе традиций. При этом детрадиционализация общества — искажение содержания и ослабление роли тради­ций в его жизни — лишает общество исторической перспек­тивы, поэтому такое общество утрачивает и стабильность, и самобытность.
Традиции могут определенным образом взаимодействовать: сочетаться и дополнять одна другую; противостоять и вытеснять одна другую; подвергаться про­цессу взаимной модификации и адаптации; порождать одна другую. В условиях миграции может происходить также и «обмен» традициями представителей различных сообществ, национальных, этнических, религиозных групп.

http://www.mykod.ru/index.php/2009-03-0 … 59-54.html

0

2

Традиция есть национально-преемственная основа жизни народа. Без этой основы народ утрачивает самосознание, у него нарушается самоидентификация, всё это закрепляется на генетическом уровне и , к сожалению, приводит к деградации и вымиранию нации.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Архионис » Традиции и представления. » Традиция.


Создать форум. Создать магазин