Страх темноты является первичным, фундаментальным. Нет человека, который не испытывал бы этого страха в той или иной степени. Психология утверждает, что в его основе лежит страх утраты контроля над событиями. В темноте предметы выглядят непривычно или вообще не видны, что оставляет много места для воображения. Если оно овладевает ребенком в том возрасте, когда ещё нет четкой границы между фантазией и реальностью, это вызывает сильное и пугающее чувство бесконтрольности.

Тьма, по сути, и есть само творение. Как малыш боится быть вдалеке от матери, так и мы подсознательно боимся быть вдалеке от источника любви, вне его. Таким образом, корень страха темноты, его глубинная причина – это страх духовной тьмы, страх остаться без света, без любви, без источника жизни. Чтобы справиться с этим чувством, нужно сформировать в себе ту силу, которая порождает любовь, найти, раскрыть её в себе из тьмы – так, чтобы эта сила осталась с человеком навсегда.

Отсюда мы понимаем, что страх темноты насущно необходим, и нам не нужно упразднять его. Ведь иначе мы не захотим выйти из тьмы к свету. Тьма – это обратная сторона света, которая служит «помощью от противного», подталкивая нас вперед.

Надо выстроить правильное отношение к тьме: она вызвана не недостатком материальных благ: денег, уважения и т.п. Мы ощущаем тьму потому, что в действительности нам недостает чего-то большего – связи с той любовью, которая пронизывает мир. Цель тьмы – помочь нам добраться до более высоких, духовных деталей восприятия, чтобы постичь свет и наполниться им.

Пути преодоления страха темноты у детей

Страх призван защищать нас от опасностей, но нужно научиться правильно использовать его. В случае со страхом темноты, например, ребенку лучше привыкнуть бояться темноты за окнами, чем гулять по ночам в одиночку. Но как нам помочь ему управлять своим страхом? Вот несколько простых способов и принципов:

1)  Проявлять открытость и сопереживание

Старайтесь поощрять ребенка, чтобы он признавался вам в своих страхах и делился ими. Для этого ребенок должен доверять вам, чувствовать с вашей стороны поддержку и любовь. Расскажите ему, что ребенком вы тоже боялись и до сих пор иногда побаиваетесь, но у вас есть средства, помогающие справиться со страхами. Раскройте страх вместе с ребенком и научите, как правильно работать с ним.

2)  Объяснять ребенку причину его страха

Все мы боимся незнакомых вещей и мест, так как вообще страшимся неизвестного. В темноте трудно узнавать предметы, и потому они кажутся нам чужими. Взрослые боятся этого меньше, поскольку уже знают, что предметы не меняют своей формы в темноте. С другой стороны, детям нужно не раз пережить это ощущение, чтобы в итоге убедиться: во тьме все вещи остаются точно такими же, как и при свете дня.

3) Восполнить ребенку недостающие сведения о самом предмете страха

Ребенку надо узнать всю подноготную темноты – и тогда она перестанет вызывать в нём чувство неопределенности и беспомощности. Например, рекомендуется снова и снова перебирать с ним все предметы в его комнате – так, чтобы даже ночью, не зажигая свет, он знал, что перед ним находится. В результате темнота перестанет быть для него чем-то неведомым, она больше не будет таить угрозу и приводить его в страх. Вы можете зажигать и вновь тушить свет, чтоб показывать ребенку, как вещи выглядят в темноте, а затем возвращаются в знакомое состояние, снова и снова. Эти повторяющиеся впечатления уменьшат угрозу, которую ребенок ощущает в темноте.

4)   Использовать страх

В принципе было бы неверно пытаться свести на нет страх темноты. Напротив, нам нужно использовать его, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими справиться со страхом вообще и с темнотой в частности. Поэтому мы не будем оставлять в комнате большой свет на всю ночь, а зажжем маленький светильник.

5)   Помощь товарищей

Чувство принадлежности к обществу начинает развиваться у ребенка примерно с трех лет. С этого времени в нём растет и крепнет ощущение социальной поддержки или её отсутствия. Одновременно с этим ребенок начинает определяться с тем, кто называется товарищем, что значит действовать сообща, с кем ему приятно играть и т.п. Он осознаёт смысл понятия «вместе», узнаёт о дружбе и близости.

Поэтому с трех лет можно эффективно справляться со страхами при помощи окружения. Например, для преодоления страха темноты можно дать детям фонарики и накрыть их одеялом, чтобы они светили друг другу. Эта игра подходит и для садика, и для дома – разумеется, под наблюдением взрослого. Можно также вместе играть с закрытыми или завязанными глазами, набираясь опыта в позитивных впечатлениях от темноты.

В целом важно отметить, что для ребенка общество детей играет более значительную роль, чем общество взрослых. В детском окружении он учится тому, кем стоит быть, как стоит себя вести, чего стоит добиваться и т.д. Поэтому, решая различные проблемы взросления и воспитания, мы должны иметь в виду окружение ребенка, а иногда даже прибегать к помощи группы, в которой он находится (сад, школа).

Окружение товарищей можно сравнить с внешним кругом семьи. Среди родных людей ребенок обретает уверенность и меньше боится – точно так же он может воспользоваться и товарищеской средой, чтобы увереннее чувствовать себя в жизни.

В тех случаях, когда ребенок нуждается в индивидуальной помощи, стоит сочетать её с помощью группы, не забывая о профессиональной консультации. Эти меры следует адаптировать к степени страха, причинам страха (травма или особенности развития), возрасту ребёнка и способности родителей участвовать в процессе.

6)  Объяснять ребенку, что страх помогает развиваться и двигаться дальше

Проводите с ребенком беседы о пользе темноты, о том, что она толкает нас вперед, пробуждая новые желания. Ведь мы хотим узнать, что скрывается в темноте или по ту её сторону. Знание снижает степень страха.

Упражнения по преодолению страха темноты для родителей и детей

1. Поиграть в комнате со светом и темнотой и показать ребенку, что фактически во мраке всё остается по-прежнему. С этой целью можно использовать фонарики, вместе включая и выключая их, а также варьировать уровень освещения.

2. Когда за окном ещё день, можно завязать ребенку глаза платком и поиграть с ним в комнате. При этом он знает, что снаружи светло, хотя самого себя ощущает в темноте. Из этого он сможет понять, что всё зависит от его восприятия, а не от того, что представляется ему существующим вовне.

3. Стоит вложить деньги и купить простейший прибор ночного видения и дать его ребенку в темной комнате. Это проиллюстрирует ему, что темнота – это не полный мрак, а ситуация, при которой наше зрение ослабевает. Однако есть средства, при помощи которых мы можем видеть и во тьме.

4.  Во время тех или иных упражнений в темноте стоит обратить внимание ребенка на то, что когда зрение слабеет, другие чувства, наоборот, обостряются и вызывают не испытанные ранее ощущения. Мы лучше слышим, чутче воспринимаем движения в комнате и т.д.

5. Запустить ребенка с несколькими приятелями в тёмную комнату и позволить им поиграть в групповую игру – например, в салочки, или вместе собрать несложный пазл (можно также выполнять это упражнение с закрытыми глазами). Тем самым дети будут преодолевать страх вместе, группой. Ещё одно преимущество групповых игр состоит в том, что они учат ребенка полагаться на других. Тем самым у него растет уверенность в окружении, и он меньше боится того, что с ним случится что-то плохое.

6. Почитать ребенку рассказы и стихи, описывающие различные состояния страха у детей и пути его преодоления. Это можно делать дома: кто-то из родителей или ребенок читает произведение вслух, а затем все вместе обсуждают его. Можно также вести чтение в группе с шести лет и старше – здесь тоже очень рекомендуется проводить совместное обсуждение.

В завершение

Важно помнить, что подъем над страхом представляет собой процесс, а не одноразовое действие. Поэтому упражнения и игры надо повторять снова и снова, пока мы не увидим, что страх спадает. Если спустя некоторое время чувство страха или тревоги не ослабело, стоит выяснить с ребенком посредством короткой беседы или рисунка, что именно вызывает его опасения, и адаптировать нашу помощь к специфике данного случая, пока проблема не будет решена.

Ещё одна рекомендация: подвергать ребенка возбуждающим факторам в порядке усиления: от наименее пугающих до наиболее угрожающих – тщательно проверяя, готов ли он к следующему этапу.

Можно и должно реализовывать сказанное в этой части сообразно с различными страхами ребенка.

отрывки из книги «Детские страхи»

http://ilady.info/strah-temnotyi/