Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Традиции и представления. » Древний Восток


Древний Восток

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

История Древнего Востока — первая глава истории человечества. На протяжении многих веков эта глава была забыта. Многочисленные открытия XIX —XX веков дают возможность оценить, чем наша современная цивилизация обязана народам Древнего Востока, давно скрывшимся во мраке веков. Начала культуры и науки, зародившиеся в этой части мира, впоследствии стали достоянием греков и римлян, а затем были усвоены средневековой Европой.

Народы в течение тысячелетий заселявшие территорию Древнего Востока, создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре и богатую по своему содержанию древнюю цивилизацию, которая впоследствии, оказала большое культурное воздействие на развитие как народов Европы. Многие культурные ценности созданные жителями Древнего Востока вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

http://www.mystic-chel.ru/east/

0

2

Голуби, хранимые вечно

В конце XXII века до нашей эры Утухенгаль, царь Урука, поднял всеобщее восстание против кутиев и сумел их изгнать. Однако по нелепой случайности он погиб. Власть над страной захватил его сподвижник Урнамму, обосновавшийся в Уре. Он стал основоположником III династии Ура (2112 — 2003 гг. до н. э.).

Строительные надписи, царские гимны и административные документы, пусть и сохранившиеся в огромном количестве, к сожалению, не дают возможности воссоздать исчерпывающую картину истории Месопотамии в годы правления III династии Ура.

Урнамму (2111 — 2094 гг. до н. э.) и особенно его сын Шульги (2093 — 2046 гг. до н. э.) довели централизацию в государстве до максимально возможного в тех условиях предела, создав, по утверждению некоторых историков, образцовое бюрократическое государство Древнего Востока. В период их правления была сформирована особая целостная государственная идеология в том виде, в каком ее переняли впоследствии семитские народы — вавилоняне и ассирийцы.

Уже при Урнамму царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решал вопросы войны и мира. Все храмовые и государственные хозяйства на территории «Царства Шумера и Аккада» — так Урнамму стал именовать свое государство, простиравшееся от берегов Персидского залива до современного Багдада, — были объединены в один огромный унифицированный механизм.

В царских и храмовых хозяйствах многочисленный штат писцов и чиновников регистрировал все аспекты хозяйственной жизни. В стране велся подробнейший учет и контроль. Любое самое ничтожное действие (например, выдача двух голубей на кухню) фиксировалось письменно. Разовые документы сводились в годовые отчеты по отрядам,
по городам и т. д. В стране были налажены транспортные системы, гонцы рассылались с документами во все концы государства.

Все работники, число которых составляло, видимо, от одного до двух миллионов, были сведены в многочисленные отряды и работали с утра до вечера без выходных. Отряды могли перебрасывать с места на место, с одной работы на другую. Смертность среди работников была очень высокой. Используя подобные методы, власти надеялись восстановить ирригационную систему, разрушенную кутиями.

Именно теперь, когда в стране установился порядок, пусть деспотический и жестокий, жители стали расселяться за пределами городов. В прежние эпохи, когда отдельные города-государства почти непрерывно вели войны между собой, такое было немыслимо. Тогда земледельцы были вынуждены жить под защитой городских стен.

Порядок теперь подкреплялся законом. Шульги издал древнейшие известные нам правовые акты. В этих законах он не руководствовался принципом «око за око, зуб за зуб», а установил принцип, по которому ущерб пострадавшему возмещался деньгами.

Вся страна теперь раболепно почитала своего царя. В храмах ставились его изваяния, которым надо было приносить жертвы. Его причислили к богам. Сами боги также были сведены в единую систему во главе с верховным царем-богом Энлилем (Эллилем) Ниппурским — прообразом земного властителя.

Энлиль считался родоначальником и отцом всех богов. Он создал Землю и все живое: людей, животных, птиц, растения. Ничто не могло происходить без его участия: постройка городов, разливы рек, веяние ветра. Без желания Энлиля, сказано в посвященном ему гимне:

«Глубоководные рыбы в тростниковых зарослях икру не мечут,
Небесные птицы на земле просторной не вьют гнезда,
В небесах грозовые тучи не раскрывают пасти.
На ниве и в поле пестрый ячмень не колосится,
В степи — краса ее — злаки и травы не зацветают,
В садах деревья тяжелых плодов не рождают.»

(пер. В. Афанасьевой)

Его основной храм находился в городе Ниппуре. Этот город «еще детально не исследован, но пока складывается такое впечатление, что практически каждый гражданин Ниппура был так или иначе связан с культом бога Энлиля, — писал И. М. Дьяконов. — Ниппур стал первым в истории Передней Азии автономным привилегированным храмовым городом. В последующиестолетия тот же статус получили и Сиппар, Вавилон и другие города».

Смерть Шульги стала роковым событием для страны. Его наследники, Амар-Суэн и Шу-Суэн, правили недолго. В предчувствии будущих бед Шу-Суэн возвел протяженную стену, чтобы защититься от вторгавшихся аморейских племен. Стена ограждала Южную Месопотамию с севера, и все же медленно, но верно — как вода, просачивающаяся во все щели и трещины, — амореи проникали в страну, подтачивая столь прочный, казавшийся вечным порядок. Армия же Ура начала терпеть поражения в войнах с амореями и эламитами.

Последним царем династии был Ибби-Суэн, которого увели в кандалах в плен, и в Эламе, надо думать, казнили. Храмы Ура подверглись разграблению, а в самом городе был оставлен эламский, гарнизон. После нескольких лет оккупации опустошенного и голодного Ура (2003— 1996 гг. до н. э.) эламиты ушли.

Вторжением амореев и эламитов был навсегда сокрушен тщательно отрегулированный, но чересчур громоздкий и негибкий бюрократический аппарат учета и надзора, сформировавшийся при III династии Ура. Отряды работников, трудившихся из-под палки на полях, попросту разбежались.

В «Плаче о гибели Ура» сказано:

«Вола моего из хлева не гонят пастись — его погонщик ушел,
Барана моего из хлева не гонят пастись — его пастырь ушел.
В каналах моего города воистину набрался песок,
Воистину они обращены в жилище лисиц,
Не текут в них проточные воды — заботившийся о них ушел,
На полях моего города нет ячменя — надзиратель ушел.»

(пер. И. М. Дьяконова)

Поля опустели, хлебные склады были разорены или уничтожены. В городах, не попавших в руки к амореям, начался голод. Ведь при царях Ура ведение частных хозяйств не поощрялось, земельные наделы выдавались служащим лишь в единичных случаях, а потому все население целиком зависело от раздачи хлеба, собранного отрядами работников, обрабатывавших царские поля. Теперь эта система хозяйства потерпела крах. Отныне дело снабжения страны пропитанием перешло в руки отдельных семей.

Время шумерских городов-государств окончательно миновало, и шумеры исчезли с исторической сцены. Судьбу Месопотамии определяли теперь новые цари и новые города. Мари (на среднем течении реки Евфрат), Ашшур и Вавилон — так назывались теперь главные политические центры. Между ними велась борьба за господство.

Аморейские вожди захватили власть во многих городах Месопотамии: в Уруке, Вавилоне, Сиппаре, Мари, Ашшуре и других, полностью подчинив себе Шумер. Некоторые из них быстро сошли со сцены, другие продержались дольше, но все эти города были объединены в первой половине XVIII века до нашей эры под властью Хаммурапи Вавилонского.

С этого времени шумерская культура стала неотъемлемой Частью культуры вавилонян и ассирийцев и через нее вошла в культуру других народов и дожила до наших дней.

Автор: А.В. Волков

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Архионис » Традиции и представления. » Древний Восток


Создать форум. Создать магазин