Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Искусство и человек. » Декоративное искусство — детям.


Декоративное искусство — детям.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В задушевной русской песне, которую исполняет Сибирский народный хор, в архитектурном ансамбле белокаменного Суздаля, в красочном рисунке мезенской прялки, в морозном узоре вологодских кружев, в народной резьбе по дереву, в наивной и радостной по цвету вятской игрушке запечатлены для нас представления народа о подлинной красоте, щедрая и талантливая его мастеровитость, вечное стремление к прекрасному.
Возникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Искусство это рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Орудие труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилища — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.
«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом» (Вишневская В. М., Каплан Н. И., Буданов С. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1956, с. 24.)
Творцы народного искусства были связаны с природой. Она давала им необыкновенно широкие возможности для постоянных наблюдений над миром животных и растений, образы которых использовались затем в творчестве. Близость народного искусства с природой определяет радостный, оптимистический характер его произведений.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства прошлого следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем форма, в которую вкладывает народный мастер свой замысел, всегда предельно лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают произведения народного мастера, делают их необыкновенно привлекательными. Исследователь русского народного прикладного искусства М. Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко выделяются два вида изображений — сюжетные и орнаментальные. Среди сюжетных изображений следует прежде всего отметить изображения животных и птиц. Часто эти образы имели символическое значение. Лев, барс и орел символизировали силу, власть, сокол олицетворял собой смелость и отвагу, изображение молодой девушки олицетворяло весну и т. д. Помимо символических образов, большое распространение получили и сказочные образы: птица сирин, китоврас — получеловек-полузверь, единорог — конь с рогом во лбу, крылатый зверь гриф и др. Созданные народной фантазией, они встречаются во всех видах народного искусства на протяжении многих веков. Имея в основе образы живой природы, эти изображения в то же время сохраняли черты традиционной условности.
Большого развития в народном прикладном искусстве прошлого достигает орнамент. Он состоит главным образом из многообразных растительных форм, в которые нередко включаются изображения животных и птиц. Растительные орнаменты декоративно условны. Свободно заполняя поверхность различных предметов и изделий, орнамент почти не оставляет, как правило, фона. Наряду с растительным орнаментом встречается и геометрический. Простейшие геометрические формы в виде концентрических кругов, ромбов, розеток, звезд, переплетающихся между собой в разнообразных вариантах, распространяются во всех видах народного прикладного искусства.
Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Так, обожествляя солнце, несущее земные блага, они изображали его в виде круга, розетки или ромба. Впоследствии, потеряв свой первоначальный языческий смысл, все эти традиционные формы вошли в геометрический орнамент и получили в нем широкое распространение. В орнамент этого типа включались и геометризированные женские фигуры и фигуры всадников. В прошлом они, очевидно, олицетворяли собой богиню земли с охраняющими ее всадниками. Потеряв свое культовое значение, эти образы вошли в народный орнамент как привычные его элементы.
Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.
Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно. И там и здесь жизнь воспринимается и изображается в приподнятых, мажорных тонах. Образы фантастических птиц, зверей и растений, изображенных на тканях, пряничных досках, в росписях прялок, воспринимаются детьми прежде всего как сказочные, и вместе с тем они узнают в них знакомых им в жизни птиц и растения, потому что в народном искусстве «изображение домашних животных, птиц, зверей и растений, бытовых сцен приобретало особую значительность и одухотворенность, а фантастические образы не лишались правдоподобия. Даже зрительное воплощение вещей птицы сирина, русалки «Берегини», единорога «лютого зверя», грифа мастер строил из сочетаний близких и понятных ему фигур человека, птиц, зверей, рыб» (Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968, с. 6.)
Народное искусство поэтизирует жизнь. Образы живой природы народные мастера нередко используют в создании особой выразительной формы бытовых предметов, в их украшении.
М. В. Алпатов отмечает: «В ставшем классическим русском деревянном ковше «скопкаре» легко узнается плывущая по воде птица, железный светец для лучины напоминает растения на тонком, длинном стебле, кровли кончаются коньком». Но это не натуралистичное, бесстрастное копирование природы. Народные мастера, тонко чувствуя и понимая природу, создавали свой собственный образный, поэтический мир, где тесно переплетались сказочные образы и образы, подмеченные художником в жизни, фантазия и традиционные приемы воплощения замыслов.
Встреча с красочной птицей, изображенной на прялке, со стремительным глиняным конем, разметавшим по ветру свою гриву, с узорчатостью орнамента на ткани, со сверкающей поливой керамики может явиться для детей благодатным материалом, развивающим их фантазию.
В народном искусстве выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. В нем отсутствует иллюзорность и дробность в композиционных решениях. Объемная форма, изобразительное решение передается просто, лаконично, лишь главными, существенными признаками.
Образцы народного творчества способствуют развитию в детях умения декоративно работать с цветом, в создании изделий из глины исходить от целого, добиваясь лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащают графическую выразительность детских работ.
Народному прикладному искусству присуще единство эстетического и утилитарного (практического использования). В любом предмете, будь то керамический кувшин, народный костюм, старинный замок, светец для лучины, бытовое, практическое назначение- вещи находится в удивительном соответствии с ее декором. Созданию вещи подчинены все выразительные средства: форма предмета, материал, из которого он выполнен, орнамент, цветовое решение.
Расписывая цветами берестяной туесок, украшая резьбой деревянный ковш, художник творит по законам красоты. Стремление к прекрасному через посредство вещей, общественная функция которых состоит не только в их утилитарной сущности, но и в равной мере в их способности украшать нашу жизнь, умножать в ней красоту, является духовным смыслом произведений народного искусства. Известная мысль К. Маркса о том, что «человек формирует материю также и по законам красоты», находит в произведениях народных мастеров свое конкретное воплощение.
Стол или стульчик, украшенные хохломской росписью, ткань с незатейливым узором орнамента, конь-качалка с рисунком городецкой росписи — все эти вещи, не переставая служить своему практическому назначению, в доступной форме могут рассказать детям о пластической форме изделия, красочном решении росписи, технических приемах декорирования этих изделий. Простые и ясные образы народного прикладного искусства учат детей понимать замысел художника, ценить и уважать его труд и мастерство.
Связь с бытом и трудом определила особенности содержания и художественного языка народного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лен, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.
Выявление природной красоты материала, умение извлечь наибольший декоративный эффект нередко при этом сочетались с несложными, чисто техническими приемами: нанесения ямок, штрихов и звездочек особым штампиком, использования равномерно чередующихся переплетений полос или нитей. Являясь одним из важных источников художественной выразительности изделий народного искусства, техническая простота этих приемов представляет особый интерес в связи с ознакомлением детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно для детей дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством». Выступая на совещании по игрушке, Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков. Особенно ярко это прослеживается в творчестве ребят детских садов прибалтийских республик и республик Средней Азии. Национальные традиции видны во многих работах детей.
Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства должны сыграть важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. При этом мы опираемся на положения, разработанные советскими психологами и педагогами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Запорожцем, Е. А. Игнатьевым, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, В. А. Езикеевой о том, что развитие творческих способностей детей осуществляется в различных видах художественной деятельности.

Далее http://www.detskiysad.ru/izo/dekor08.html

0

2

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Архионис » Искусство и человек. » Декоративное искусство — детям.


Создать форум. Создать магазин