Архионис

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Архионис » Задатки и способности. » Задатки и способности. Понятие об одаренности


Задатки и способности. Понятие об одаренности

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Способность в современной психологической литературе понимается как психологические возможности человека к успешному выполнению той или иной деятельности при наименьшей затрате времени и сил.

Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. При этом способность по отношению к знаниям, умениям и навыкам выступает как некоторая возможность. Однако эта внешняя возможность может либо реализоваться, либо не реализоваться. Например, если у ребенка математические способности, то это еще не означает, что он станет известным математиком. Без специально направленной учебно-воспитательной и развивающей работы способности могут заглохнуть, так и не успев раскрыться. Именно в специально направленной, развивающей деятельности способности формируют свою структуру и разнообразие. Способности проявляются не в самих не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. При соотношении способностей и деятельности важно помнить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему та или иная деятельность, то это означает полное отсутствие у него способностей.

Способности принято делить на актуальные и потенциальные. Актуальные – это реализованные и реализующиеся способности.

Существуют различные точки зрения на биологическую и социальную обусловленность способностей (Франц Галь, считавший, что структура черепа несет в себе информацию о способностях; Френсис Гальтон, доказывавший, что наследование способностей можно объяснить эволюционной теорией Ч.Дарвина; Т.Рибо, утверждающий, что в семье знаменитых людей рождаются знаменитости; К.А.Гельвеций, который провозгласил социальные условия, воспитание решающим условием развития способностей; У. Ушби считает, что способности определяются той программой деятельности, которая была определена в детстве.

Существуют природные предпосылки способностей – задатки. Генотип (врожденные особенности нервной системы) является биологической основой интеллектуальных способностей. Интеллектуальные способности зависят от меры кровоснабжения мозга, от качества сосудов головного мозга. Врожденные особенности мозга, по мнению И.П.Павлова зависят также от типологии человека: от типа нервной деятельности (силы, уравновешенности, подвижности) и от соотношения сигнальных систем, определяющих три типа: художественный (с преобладанием первой сигнальной системы), мыслительный (преобладание второй сигнальной системы) и средний (равное представительство). Так, например, к музыкальным задаткам можно отнести особенности слухового анализатора. Именно сочетание биологических и социальных факторов обеспечивает развитие способностей.

Компонентами способностей можно считать интересы, склонности, умения и навыки. Различают специальные и общие способности.

Одаренность– это общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, художественной, в сфере общения, в психомоторике. Одаренность, по мнению Н.С.Лейтеса, это прежде всего способность трудиться, неуемная потребность в деятельности, а также интеллект, превышающий средний уровень. Одаренные люди проявляют громадное упорство в области своих интересов. Различия в одаренности проявляется в направленности интересов: гуманитарных, математических, общественной работе и др.

Д.Н.Левитов говорит о структуре педагогических способностей, для которых присущи следующие качества:1) способность к передаче знаний детям в краткой и интересной форме; 2) способность понимать учеников, базирующуюся на наблюдательности; 3) самостоятельный и творческий склад мышления; 4) находчивость и быструю и точную ориентировку; 5) организаторские способности.

Известна возможность компенсации одних способностей за счет развития других. Качественные различия способностей, по мнению Б.М.Теплова проявляются в различной степени одаренности разных людей одной и той же профессии.

Способности замеряются с помощь. Специальных диагностических проб. Например, интеллектуальные способности – с помощью теста IQ (коэффициента интеллектуальности).

При этом любое тестирование не позволяет полностью выявить сущность способностей ибо для этого необходим анализ показателей в более длительной динамике, в продолжительной деятельности, в различных условиях, способствующих полному раскрытию личности.

Способность проявляется в мастерстве, таланте, гениальности.

Мастерство – это совершенство в конкретном виде деятельности.

Талант – определенное сочетание способностей. Гениальность - высший уровень развития способностей. Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

Рассматривая соотношение способностей и профессии, Е.А.Климов выделил 4 степени профессиональной пригодности:

-непригодность к данной профессии;

-годность к данной профессии или группе профессий;

-соответствие данной области деятельности;

-призвание к данной профессиональной области деятельности.

По мнению С.Л.Рубинштейна, развитие способностей происходит по спирали, реализация одних возможностей открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Исследование способностей должно происходить комплексно на трех уровнях: психо-физиологическом, психологическом, социально-психологическом.

http://www.hr-portal.ru/article/zadatki … darennosti

0

2

Даже если человек рождается с неординарными задатками, невероятными трудностями и тонкостями насыщен процесс распознавания этих задатков, развития их до уровня способностей , выпестовывания и развития уже самих способностей до уровня баланса, гармонии и полноценности. Трудно, но возможно. Хотя и заниматься этим должна целая система в обществе, включающая в себя семью, школу, вузы, самые различные общественные институты. Нынешнее устройство общества не позволяет идти успешно по пути развития способностей личности. Только смена , общественного жизнеустройства, смена принципов существования и сосуществования , становление этих принципов на гуманистической и гармоничной основе позволит достичь максимально возможной на человеческом уровне сбалансированной зрелости личности и эффективного её сотрудничества с обществом в целом.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Архионис » Задатки и способности. » Задатки и способности. Понятие об одаренности


Создать форум. Создать магазин